корпоративная газета
Выпуск №12 (198) дек 2023
тема номера: зимний маскарад
Дед Мороз и внучка сквозь века
История длинной в две тысячи лет. Метаморфозы персонажей сквозь мифы, традиции и историю: от Древней Руси до наших дней.
тема номера: зимний маскарад
Считается, что нашему Деду Морозу больше двух тысяч лет. Логично предположить, что возникнуть такой персонаж мог только у народов, где холодная зима и продолжительная ночь во многом определяли жизнь людей.
Славянская мифология
Суровый нрав предков Деда Мороза
Прообразом современного Деда Мороза считается восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Зимник или Морок. Этот сложный мифологический персонаж символизировал трудности, с которыми наши предки сталкивались зимой. Рисовали его в образе маленького старика с длинной бородой и суровым, как русские морозы, нравом. От нашего доброго сказочного дедушки он отличался дурным характером: то и дело насылал на землю стужу, губил посевы, морозил людей и животных. От взмаха его посоха замерзали реки и озера, а деревья и леса мгновенно покрывались инеем. Всё живое замерзало от одного его дуновения.
Пришествие этого старика с мешком предвещало страшную беду, и чтобы спастись от нее, люди пытались откупиться заговорами да подарками: приносили ему кашу, кисель, уговаривали пощадить посевы и скот. Задобрить дедушку пытались и возводя идолов. Именно из этой практики происходит сегодняшняя традиция лепить снеговиков. В некоторых случаях в жертву Трескуну приносили молодых девушек, символом которых и стала Снегурочка.
Кадр из диафильма «Морозко». Художник: И. Большакова
Дух холода Карачун был в мифологии древних славян богом скотьего падежа и смерти от мороза. Карачун — это второе имя Чернобога. Карачун обитал под землей. Он ходил с посохом в красивой теплой шубе. Стоит заметить, что цвет шубы был непременно белого или синего цвета, но никак не красного. Седовласого старика представляли босиком и без головного убора, а сопровождали его волки и медведи.
«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Карачун ударяет дубиною в пень, — и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (Алексей Михайлович Ремизов «Сказки»).
«Дед Мороз». Художник: В. М. Васнецов
Дух холода Зимник, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец. В фольклоре сохранилась примета: «Если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми, что снег, волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, босой, в теплой зимней одежде и с железной булавой в руках — жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника».
После крещения Руси
От Студенца до Николая Чудотворца
Образ страшного деда Студенца после крещения Руси был забыт, его место должен был занять кто-то другой. На Западе классический Дед Мороз, точнее, Санта-Клаус, появился в начале XIX века. Прообразом его послужил святой Николай Чудотворец. Епископ жил в Средней Азии в 3−4 веках, спасал от казни несправедливо приговоренных к смерти, помогал бедным и голодающим. В праздник Николая Чудотворца, который православные отмечают 19 декабря, а католики — 6 декабря, сложилась традиция дарить послушным детям подарки в память святителя. Сохранилось большое количество старинных западноевропейских открыток, изображающих Николая Чудотворца в одеждах католического епископа с мешком, полным игрушек, окруженным толпой детей.
«Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осужденных». Художник: И. Е. Репин
По преданию, Николай случайно подслушал разговор бедного крестьянина, которому жилось настолько туго, что он хотел отдать своих дочерей. В ту же ночь он пробрался в дом мужчины и оставил в дымоходе мешок с монетами. Но в то время там сушилась детская обувь. Счастью девочек не было предела, когда наутро они обнаружили в своих ботиночках золотые монеты. Именно отсюда и пошла традиция класть подарки в носки и обувь.
В каждой стране Николай Чудотворец или, как его звали в Германии, «Рождественский дед», приобретает свой характерный внешний вид, атрибуты и имя. В 19 веке он вместе с немецкими переселенцами попадает в Россию. Сказать, что персонаж «прижился» в нашей стране, нельзя. Однако было положено начало создания образа доброго новогоднего героя.
XIX век
Из языческого героя в сказочного персонажа
Образ Деда Мороза в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков. В литературной обработке Мороз Иванович впервые появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского. Образ героя здесь — еще не привычный нам Дед Мороз, но добрый седой старик. Одоевский одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. Именно после публикации сказки суровый дух мороза древних славян в народном сознании начинает приобретать черты доброго и справедливого «дедушки».
В конечном итоге персонаж народной мифологии окончательно оформился. В 1880-е годы Дед Мороз приобретает законченный образ: это румяный старец с длинной седой бородой, одетый в шубу или тулуп и валенки. Он носит с собой посох и мешок с подарками, зимой живет в лесах, а летом уходит в тундру или на Северный полюс.
Скоро у Деда Мороза появляется неизменная спутница — Снегурочка. Когда и кто придумал Снегурочку — неизвестно. Считается, что образ снежной красавицы берет свое начало еще из дохристианской мифологии славян, когда людям было свойственно обожествлять природу. К тому же в старинных северных преданиях нередко встречались истории о девушке, слепленной из снега. С началом весны она идет в лес с подружками, прыгает через костер и тает. Интересно, что в те времена Снегурочка считалась дочкой божества Мороза. В какой момент их родственные связи изменились — остается загадкой.
В 1869 году фольклорист Александр Николаевич Афанасьев публикует двухтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где и появляется Снегурка (в другом варианте — Снежевиночка). Бездетный старик со старухой лепят себе дочку Снегурку. Она оживает и становится настоящей маленькой девочкой. Через четыре года Островский под влиянием Астафьева пишет пьесу «Снегурочка», в ней дочь Мороза и Весны-Красны погибает от любви, которую зажег в ее сердце Ярило-солнце. В 1882 году Римский-Корсаков ставит по пьесе оперу, имевшей большой успех. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове, белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей.
Во времена Александра III в Гатчинском дворце устанавливали рождественскую ель. Рисунок великой княжны Ольги Александровны
Первая мировая война
Новый год — запретить!
В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну, внутри страны началась тотальная «борьба с германским засильем». По приказу Николая II стали ликвидировать немецкие колонии в Поволжье, Украине и на Кавказе, Санкт-Петербург переименовали в Петроград. Так как традиция праздновать Новый год имела западноевропейские корни, ее назвали вражеской и тоже запретили.
Николай II с Александрой Федоровной, Ольгой, Татьяной, Мариной и Анастасией. Фото: «Империя Романовых»
1917 год
Как царь запретил, так вождь разрешил
После прихода к власти в России большевиков в октябре 1917 года запрет на празднование Нового года отменили. В Германии произошла революция, и страна стала нам ближайшим другом по коммунистическому интернациональному движению. В свою очередь, вчерашние крестьянские дети, а сегодня уже равноправные граждане социалистической страны, были искренне рады такому положению дел. Раньше елки были «буржуазным предрассудком», а теперь водить хороводы, веселиться, верить в волшебство и смотреть на волшебную елку мог каждый ребенок. Есть свидетельства, что сам Ленин очень любил новогодние празднества и лично устраивал знаменитые ленинские елки в Сокольниках. Писатель Александр Кононов описал это событие в рассказе «Елка в Сокольниках».
1924 год
Смерть Владимира Ильича
Однако после смерти В. И. Ленина в 1924 году отношение правящей партии к празднованию Нового года начало меняться. Он не был запрещен, но уже не являлся прежним веселым праздником со всеми своими атрибутами. Это было регламентированное торжественное мероприятие с социально-политическими темами и творческой самодеятельностью.
В стране была развернута активная идеологическая война, появились плакаты пропагандистского вида с карикатурными рисунками персонажа новогодних праздников. Руководители государства считали Новым годом октябрь 1917 года, когда товарищ Ленин стал руководить страной и спас народ от гнета царя.
Иллюстрация из журнала «Друг детей», 1929 год
1935 год
Реабилитация Нового года
В газете «Правда» 28 декабря 1935 года  вышла статья под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Праздник елки вновь был разрешен после того, как Сталин произнес знаменательную фразу: «Жить стало хорошо, товарищи. Жить стало веселее». Новогодняя елка, лишившись религиозного контекста, стала символом праздника счастливого детства в нашей стране. С этого времени Дед Мороз был полностью восстановлен в правах. Теперь на елках он выдавал всем детям одинаковые подарки в одинаковых упаковках, подчеркивая идею всеобщего равенства. Общественные елки стали очень популярны. Традиция соблюдалась по всему Советскому Союзу, а после Второй мировой войны появился обычай приглашать сказочного деда и на домашние празднования. 1937 году в Колонном зале Дома Союзов его впервые сопровождала Снегурочка.
Вторая мировая война
Дед Мороз — сила Красной Армии
В 1941 году жизнь каждого человека в нашей стране разделилась на до и после. На фронте Новый год был долгожданным праздником, но не только потому, что напоминал о радости и уюте мирной жизни, он нес надежду на то, что в наступающем году будет одержана победа. Главный персонаж всех новогодних открыток того времени — Дед Мороз с белоснежной бородой и огромными белыми усами. На открытке 1943 года Дед Мороз в шапке с кокардой с автоматом ППШ наперевес, а из мешка вместо подарков торчат снаряды. На другой дедушка с винтовкой с примкнутым штыком грозно смотрит на съежившегося перед его ледяным взглядом Гитлера. А на открытке, поздравляющей бойцов с наступлением нового 1944 года, дед с автоматом на шее и с трубкой (явный намек на Верховного главнокомандующего) смотрит сверху вниз на убегающего от него немца.
Фото: РГАКФД/Росинформ
В каждую новогоднюю ночь из четырех военных лет и на фронте, и в тылу все загадывали одинаковые желания: пусть в этом году будет Победа! «Пусть я вернусь», — думали солдаты. «Только бы они вернулись», — просили их близкие в тылу. В Великую Отечественную войну чудо было нужно как никогда. Поэтому изыскивались любые возможности, чтобы вернуть детям хоть немножко того детства, которое они потеряли. Известно, что в годы войны не останавливалось производство елочных украшений, менялись материалы, из которых они делались, но производство не останавливалось.
После войны Деда Мороза узаконили в качестве главного символа Нового года.
Открытка «Новогодние подарки Дед Мороз врагу несет». Художник: С. Боим
Вторая половина XX века
Советский период
С 1948 года 1 января стал выходным днем. К середине 1950-х, когда страна немного оправилась от тягот войны, праздник Нового года окончательно сформировался и оброс привычным количеством традиций. Отмечать его стали с особым размахом. Теперь елка — это не только главный атрибут Нового года, но и детские утренники. Во время зимних каникул дети успевали побывать на нескольких елках: в школах, театрах, домах культуры, дворцах пионеров, на работе у родителей. И везде ребят встречали Дед Мороз и его постоянная спутница Снегурочка. В эти годы к этим сказочным персонажам присоединились медведь и мальчик в красной шубе, который был внуком или преемником волшебника, зачастую его звали «Новый год».
В 1960—1970 годах — время строительного бума. Растут города, всё больше людей становятся счастливыми обладателями собственной жилплощади. Теперь Новый год отмечают не на кухне с соседями по коммуналке, а с семьей и друзьями за большим столом в зале. У детей появляется возможность увидеть Деда Мороза и Снегурочку не только на утренниках, но и у себя дома. И если раньше роль Деда Мороза всегда доставалась отцу семейства или самому старшему из мужчин, то в это время москвичи активно начинают пользоваться услугами фирмы «Заря», которая осуществляла поставку главных новогодних героев непосредственно в квартиры к детям.
В конце XX века наступает следующий виток в истории образа Деда Мороза. У него появляется своя резиденция. По инициативе областного комитета комсомола официальным домом старца становится Архангельск. В 1995 году владениями Деда Мороза признается Лапландский заповедник в Мурманской области.
«Дед Мороз и Серый волк», 1978 год. Режиссер-мультипликатор: В. Я. Бордзиловский
XXI век
Современный образ Деда Мороза
Сегодня главная вотчина Деда Мороза находится в Великом Устюге. Существует легенда, почему именно там. Когда-то в древние времена на горе Гледен, в темном лесу у реки Сухона жили два брата — Водолей и Мороз. Между братьями не было понимания. Старший (Водолей) любил разливать воду и разводить слякоть, а младший (Мороз) ее замораживал, превращая в диковинные ледяные скульптуры. Однажды братья сильно поссорились. Водолей заявил, что на земле их прадедов должен хозяйствовать он один. Тогда Мороз обиделся и ушел скитаться по свету. Где он только не побывал: на Севере, в Сибири, на юге. Но нигде ему не было так мило, как в родном крае.
Повзрослев и став мудрее, он вернулся домой и помирился с братом. Водолей за это время тоже многое обдумал и переосмыслил. Он встретил Мороза с распростертыми объятиями и пообещал ему построить терем и найти Снегурку. Ведь его брат уже настоящий дедушка! И теперь на месте слияния рек Юг и Сухона стоит волшебный дом Деда Мороза.
Дед Мороз будущего, сгенерированный с помощью нейросетей. Изображение: пресс-служба ССОиСМИ
Кроме главной резиденции, у сказочного персонажа есть и другие, расположенные в разных городах России. Ведь Дед Мороз — существо волшебное и легко перемещается между своими удаленными друг от друга владениями.
Российские Деды Морозы очень дружны и регулярно ездят друг к другу в гости. Но в новогодние праздники каждый из них находится в своей резиденции, чтобы руководить праздничными мероприятиями.
Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге. Фото: Дом Деда Мороза
корпоративная газета «переработка»
Выпуск 12 (198) декабрь 2023