Газпром переработке — 15 лет
АСТРАХАНский газоперерабатывающий завод
сера — желтое золото
астраханского гпз
Первая сера была получена в ночь с 3 на 4 января 1987 г., в том же году начали отгрузку потребителям. В 1998 году введена в эксплуатацию установка грануляции серы фирмы Hawaii Interchange Corp., в 1999 заработала вторая установка грануляции серы Devсo. Впервые в России был запущен процесс производства серы так называемым «мокрым» способом — жидкая сера тонкими струйками стекает в емкость с водой, где за счет резкого охлаждения и происходит затвердевание и образование гранулы.
В 2009 году была введена в производство установка грануляции серы фирмы Enersul с комплексом хранения и отгрузки в автомобильный и железнодорожный транспорт, что позволило значительно улучшить качественные и количественные характеристики готовой продукции.
Строение установки
Блок фильтрации и охлаждения серы, поступающей на установку.
Блок грануляции производительностью до 2,0 млн т/год.
Системы транспортеров для подачи гранулированной серы на склад хранения или непосредственно на отгрузку.
Два склада хранения гранулированной серы максимальным объемом 300 тыс. тонн.
Системы транспортеров со встроенными в транспортер весами для подачи гранулированной серы в железнодорожный и автомобильный транспорт.
В настоящее время для выпуска этой готовой продукции предназначено производство № 6. В его состав входят: склад жидкой серы, состоящий из 8 заглубленных ям хранения, суммарным объемом 40 000 м³, 2 склада комовой серы, 3 установки грануляции.
Сколько видов серы?
В настоящее время готовая продукция в виде серы на АГПЗ представлена тремя видами: комовая, жидкая, гранулированная (марки «С» и «М»). По факту «М» и «С» означают способы грануляции.
Комовая сера
Комовая сера по сути является застывшей жидкой серой. Может долгое время храниться на складах без потери качественных характеристик.
Жидкая сера
Жидкая сера не требует хранения и подается напрямую со склада в специально оборудованные вагоны-цистерны. Ее можно сразу направлять в рабочий цикл. Затраты тепла на поддержание ее в расплавленном состоянии при перевозке минимальны. Минус — в ограниченных расстояниях при поставке, поскольку сера может застыть.
Гранулированная сера марки «М»
Гранулированная сера марки «М» производится «мокрым» способом. Имеет важное экологическое преимущество — гранулы при выпуске содержат 3% воды, механически связанной с поверхностью, что предотвращает пылеобразование при хранении, транспортировке и погрузке на суда. Но при этом тоже есть небольшой недостаток — при резком понижении температуры сера может замерзнуть.
Гранулированная сера марки «С»
Гранулированная сера марки «С» производится по технологии «сухой» грануляции. В барабан, который находится в постоянном движении, с одного конца поступают мелкие гранулы серы, которые за счет вращения барабана и специально установленных в нем пластин находятся в подвешенном состоянии. На них налипает слой жидкой серы, распыляемой специальными форсунками. При продвижении мелкой гранулы от одного края барабана до другого, на нее налипает свежая сера, и гранула увеличивается в размерах.
Является наиболее перспективным продуктом, имея ряд преимуществ: устойчива к перепадам температур; не смерзается; при длительном хранении сохраняет качественные характеристики; минимальное количество влаги (менее 0,5%) в продукции и особое строение гранул исключают их прилипание к поверхности вагона или трюма судна, препятствуют накоплению влаги из внешних источников в процессе перевозки, снижая тем самым агрессивное воздействие серы на материал транспортного средства.
Как транспортируют?
Сера продолжает оставаться востребованным продуктом не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. С апреля по октябрь ежегодно открывается навигация для отгрузки и водным транспортом, которая имеет основное преимущество — низкую себестоимость перевозки.
Отгрузка осуществляется через порт на реке Бузан, связанный единой глубоководной системой Европейской части России со странами ближнего и дальнего зарубежья через порты Черного и Балтийского морей.
Процентное соотношение реализации серы
28%
жидкой
серы
23%
комовой
серы
45%
марки «С»
гранулированной серы
4%
марки «М»
гранулированной серы
2010 год стал рекордным для Астраханского ГПЗ по отгрузке серы железнодорожным и водным транспортом — потребителям было отправлено 5 млн 800 тыс. тонн. Пока эту цифру превзойти не удалось за весь период работы комплекса.
С 2010 года на АГПЗ введен в эксплуатацию автомобильный весоизмерительный комплекс на территории установки У-250. Это позволяет: точно измерять массу товарной продукции при отгрузке; вести надлежащий учет серы, вывозимой с территории ГПЗ; упростить процедуру оформления первичной учетной документации.
Области применения
В 80-е года ХХ столетия сера широко применялась в сернокислотной промышленности в качестве сырья для производства серной кислоты. Сера является основным компонентом при производстве минеральных удобрений в различных отраслях сельского хозяйства, значительно влияя на улучшение качества и количества сельскохозяйственной продукции.
Одним из главных направлений предприятия остается увеличение ассортимента и улучшение качества выпускаемой продукции. Постоянно ведутся работы по определению новых областей применения серы, в том числе в дорожном строительстве и шинной промышленности.
Для применения серы в дорожном строительстве была отработана технология получения модифицированной серы, содержащей полимерную и сополимерную серу, что улучшило физико-химические свойства серобетонов и асфальтобетонов. Особенно важные результаты были получены по технологии получения сополимерной серы — продукта, применяемого при вулканизации природного и синтетического каучуков. Первая сополимерная сера была получена в 1993 г., а сегодня на ее использование переходят многие отечественные предприятия шинной индустрии.
Этот продукт зарекомендовал себя при изготовлении серного бетона, имея целый ряд преимуществ перед бетоном из цемента и полимеров: быстро затвердевает, выдерживает большие механические нагрузки, имеет высокую химическую стойкость, плохо смачивается, обладает хорошей морозоустойчивостью и износоустойчивостью. Серный бетон возможно применять при изготовлении фасонного и строительного кирпича, в качестве теплоизоляционного материала.
В состав серного цемента входит до 70% серы, основные его качества — плотность и непроницаемость. При изготовлении дорожных покрытий до 52% асфальта можно заменить на серу без негативных последствий. При этом повышается устойчивость дорожного покрытия к воздействию горючего и масел.
Увеличение ассортимента продукции для устойчивого развития — одна из главных задач промышленного предприятия на мировом рынке. Специалисты завода на протяжении всего его существования работают в этом направлении.
люди
Газета «Переработка», май 2022. Возрастное ограничение 12+. Специальный выпуск подготовлен к празднованию 15-летия ООО «Газпром переработка». Цитирование и перепечатка возможны только с разрешения редакции. Главный редактор электронного издания — Ю. Н. Митрофанова. Выпускающий редактор — Л. В. Коблик, тел.: +7 812 609-88-88 доб. 51 208, e-mail: KoblikLV@gpp.gazprom.ru