Газпром переработке — 15 лет
СУРГУТСКИЙ завод по стабилизации конденсата
Авиатопливо из Сургута
сургутского зск
Раз в квартал Сургутский ЗСК посещает представитель Министерства обороны Российской Федерации. Он лично участвует в паспортизации каждой партии топлива для реактивных двигателей, выпущенной на заводе. Чем вызвано особое внимание именно к этому виду топлива? И почему его выпускают далеко не на всех перерабатывающих заводах? Узнаете из нашего материала.
Топливо для реактивных двигателей (авиакеросин) — углеводородное топливо для самолетов дозвуковой авиации с реактивным двигателем. Марка ТС-1 (высшего и первого сортов) на сегодняшний день является самой массовой. Общий объем производства авиатоплива 20 перерабатывающими заводами России в 2018 году составил порядка 12,5 млн тонн (по данным аналитической компании Alto Consulting Group).
Как получают горючую смесь
Топливо для реактивных двигателей — наиболее сложный в производстве вид моторного топлива. К нему предъявляются высокие требования: от качества продукта зависит работа двигателей самолета как на высоте, при низких температурах, так и в жестком режиме работы (взлет, торможение, посадка). А значит, и безопасность полета, и срок службы двигателя. Не все переработчики готовы выпускать продукцию, которая требует особого контроля и жестко регламентируется в связи с особенностями эксплуатации.
ГОСТ (10 227−86), Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» ТР ТС 013/2011
Сургутяне начали промышленное производство авиатоплива марки ТС-1 из газового конденсата в 2005 году, первыми в ПАО «Газпром». Выпуску предшествовала длительная работа по подготовке производственных объектов, разработка документации и проведение необходимых испытаний. Еще в 1988 году, при принятии решения о строительстве на заводе комплекса по облагораживанию моторных топлив, в его состав была включена установка гидроочистки керосиновой фракции (750 тыс. тонн/год). Разработчиками технологии стали ведущие научно-исследовательские и проектные организации: ВНИИ НП, г. Москва, (гидроочистка), ООО «Ленгипронефтехим» г. Санкт-Петербург (рабочий проект), ПАО «ВНИПИгаздобыча» г. Саратов (генпроектировщик).
Само производство авиатоплива состоит из нескольких этапов на установке стабилизации конденсата и установке моторных топлив. Полученная в итоге керосиновая фракция подается на секцию гидроочистки комплекса по облагораживанию моторных топлив для доведения до требований качества. После чего готовое топливо направляется сначала в промежуточный парк хранения для проведения предварительного контроля качества, а затем в резервуары цеха отгрузки готовой продукции.
После завершения выработки каждой товарной партии, продукт отстаивается для усреднения физико-химических свойств по всей высоте резервуара объемом 20 000 м3 и паспортизируется в присутствии военного представителя министерства обороны Российской Федерации. Военный, в качестве наблюдателя, контролирует корректность выполнения аккредитованной лабораторией технического контроля показателей качества и соблюдение технологии производства всей партии продукта. Жесткий контроль представителями со стороны Министерства обороны вызван особой спецификой транспортных средств, использующих этот вид топлива.
Этапы освоения производства
В 2002 году на заводе была выработана опытно-промышленная партия авиатолпива в объеме 1 300 тонн, проба которой прошла сертификационные и квалификационные испытания. По итогам Межведомственная комиссия Госстандарта России приняла решение о допуске топлива к проведению следующих, стендовых испытаний.
Одним из этапов подготовки к промышленному производству стала эксплуатация авиационной техники, заправленной топливом из Сургута, под наблюдением. В дальнейшем Государственной службой гражданской авиации было принято решение о допуске к производству и применению авиатоплива производства Сургутского ЗСК на воздушных судах гражданской авиации.
14 августа 2005 года самолет ТУ-154 впервые выполнил рейс 762 Кемерово — Москва на авиатопливе из Сургута. Особую значимость событию придавало то, что топливо было произведено из нефтегазоконденсатной смеси, чему не было аналогов в мировой практике.
А в декабре 2005 года заводчане приступили к производству нового вида товарной продукции — топлива для реактивных двигателей марки ТС-1, которое применяется для заправки как отечественных, так и зарубежных авиалайнеров. Производство этого вида топлива происходит с постоянным контролем качества на каждом этапе, включая отгрузку в железнодорожные цистерны на специально выделенной эстакаде для дальнейшей транспортировки потребителю.
Высокие стандарты качества
При подготовке производства к выпуску авиатоплива, предприятие сразу было сориентировано на нормы и действующие стандарты качества, которым соответствуют в том числе объекты хранения и отгрузки топлива для реактивных двигателей. Резервуары, предназначенные для ТС-1, имеют внутреннее антикоррозионное покрытие, что обеспечивает высокую степень чистоты продукта. Перед резервуарным парком и эстакадой налива установлено современное фильтрационное оборудование с очень высокой степенью очистки от механических примесей и влаги.
Все работы по освоению промышленного производства топлива для реактивных двигателей проводились при научном сопровождении головного научно-исследовательского института ПАО «Газпром» — ООО «Газпром ВНИИГАЗ», методическое сопровождение осуществляется головным институтом Министерства транспорта РФ в области гражданской авиации «ГосНИИ ГА».
Итог масштабной работы
Промышленное производство авиатоплива — итог многолетней масштабной работы всего коллектива завода. Сургутяне еще раз доказали, что способны решить технические задачи любой сложности. Итогом этой работы стал бесценный опыт постановки на промышленное производство нового вида топлива, расширение ассортимента товарной продукции, организация взаимодействия и опыт совместной работы с Министерством обороны и ведущими научными и исследовательскими организациями в сфере гражданской авиации.
География отгрузки
В 2019 году российским потребителям было отгружено 2 млн тонн авиатоплива с начала его производства на Сургутском ЗСК. Основные регионы отгрузки — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа (59 и 14% соответственно), Тюменская и Свердловская область (по 8%), в том числе аэропорты Сургута и Нижневартовска.
люди
Газета «Переработка», май 2022. Возрастное ограничение 12+. Специальный выпуск подготовлен к празднованию 15-летия ООО «Газпром переработка». Цитирование и перепечатка возможны только с разрешения редакции. Главный редактор электронного издания — Ю. Н. Митрофанова. Выпускающий редактор — Л. В. Коблик, тел.: +7 812 609-88-88 доб. 51 208, e-mail: KoblikLV@gpp.gazprom.ru