Газпром переработке — 15 лет
УРЕНГОЙСКИЙ ЗПКТ
Дистиллят газового конденсата:
Как получают и где используют
Нефтепродукт, о котором пойдет речь, производят сразу на трех разных филиалах — Заводе по подготовке конденсата к транспорту, Заводе по стабилизации конденсата имени В. С. Черномырдина и Астраханском ГПЗ.
Дистиллят газового конденсата (ДГК) — один из продуктов переработки газового конденсата. Основными компонентами являются светлые углеводороды — бензиновые, керосиновые и дизельные фракции.
Виды ДГК, производимые на заводах компании
Легкий
Это смесь углеродов С3-С8, которая применяется для производства моторных топлив и служит сырьем для создания нефтехимической продукции. Производится на ЗПКТ, Астраханском ГПЗ и Сургутском ЗСК.
Средний
Дистиллят получают методом ректификации стабильного газового конденсата. Состав продукта близок к дизельному топливу зимних марок. Производится на Астраханском ГПЗ.
Тяжелый
Остаточный продукт перегонки стабильного газового конденсата, который применяют в котельных и специальных технологических установках. По своим свойствам и внешнему виду этот продукт похож на мазут, но более легкий за счет повышенного количества дизельных фракций, содержащихся в нем. Производится на Астраханском ГПЗ.
Способ получения дистиллята газового конденсата на всех заводах «Газпром переработка» разный. На Заводе по подготовке конденсата к транспорту данный продукт получают при смешивании «облегченного» стабильного газового конденсата и двух марок широких дистиллятных фракций. Марка «В» вырабатывается на установке получения дизельного топлива, а марка «А» — на установке получения пропан-бутана и установке подготовки газов деэтанизации.
На Сургутском ЗСК дистиллят газового конденсата получают из стабильного конденсата на установке моторных топлив. Методом фракционирования из поступившего сырья получают три вида бензиновых фракций — НК-85, 50−100, 85−185. Из этих дистиллятов в дальнейшем вырабатывается топливо, а при смешении избыточного количества прямогонных бензиновых фракций получается ДГК легкий.
На Астраханском ГПЗ вырабатывают три вида ДГК. Легкий ДГК — смесь прямогонных бензиновых фракций. Сначала на установке получения сырья для каталитических процессов из стабильного конденсата вырабатывают широкую бензиновую фракцию. Затем на блоке гидроочистки бензина комбинированной установки гидроочистки топлив из нее удаляют сернистые соединения и делят на узкие фракции. Излишки узких фракций смешивают и получают дистиллят газового конденсата легкий.
Средний ДГК — прямогонная дизельная фракция, которую получают при первичной разгонке из газового конденсата на блоке АТ У-1.731. На этом же блоке получают тяжелый ДГК, который является остатком от перегонки газового конденсата.
Долгий путь к современному виду ДГК
Процесс дистилляции известен человечеству с давних времен. Первые упоминания о превращении нефти встречаются в X веке нашей эры. В 1823 году при перегонке нефти впервые была получена горючая жидкость, не дававшая копоти, — керосин. Его свойства очень заинтересовали ученых. В 1851 году в Англии началось его промышленное производство для использования в керосиновых лампах. Побочный продукт переработки называли нафтой или лигроином, широкого применения он в то время не находил.
Слово «лигроин» пришло к нам из французского языка. А туда попало, вероятно, из греческого, где имело значение «ясный», «чистый». Словом «нафта» древние алхимики называли различные жидкости с низкой температурой кипения.
Первое применение в качестве автомобильного топлива произошло в конце XIX века. Лигроином заправили первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, изобретенный Карлом Бенцем. Его супруга, Берта Бенц, отправилась в пробег длинною 104 км вместе с детьми, чтобы продемонстрировать возможности чуда изобретательской мысли на трехколесном ходу. Знаменательное путешествие случилось в августе 1888 года. Закономерен вопрос о пополнении запасов топлива — в то время не было развитых сетей заправочных станций. Вообще не было никаких заправочных станций — первую откроют на другом континенте через 19 лет, в 1907 году. Однако выход из положения был — новые порции топлива фрау Бенц покупала в аптеках. Дело в том, что в те времена лигроин продавался как лекарство от кожных болезней и чистящее средство.

Установка
моторных топлив СЗСК
После этого небольшого, но очень важного путешествия по западной Германии, начался бум автостроения. Развитие получили отрасли нефте- и газодобычи, а также нефтехимии. Ученые стали экспериментировать и изучать процессы переработки нефти и газового конденсата, изобретая всё новые способы переработки, получая всё больше полезных нефтепродуктов высокого качества. Топливо, которым сейчас заправляют двигатели разнообразной техники, по своим свойствам и степени очистки сильно отличается от лигроина образца середины XIX века. А лигроин сегодня — один из множества продуктов, получаемых на нефтехимических производствах, наряду с дистиллятом газового конденсата
Сферы применения
В настоящее время дистиллят газового конденсата в качестве самостоятельного вида топлива почти не используется. А вот из смеси с другими углеводородами получают котельное, дизельное, реактивное топливо и автомобильный бензин высокого качества.
Широкое применение дистиллят газового конденсата находит в нефтехимии. В частности, его активно используют для производства алкенов, ароматических соединений и прочих низкомолекулярных веществ. Самый распространенный вариант использования — в качестве сырья при производстве высокооктановых добавок для повышения качества бензина. А при правильной очистке и стабилизации дистиллят может стать сырьем для производства пластмассы.
Дистиллят используют как хороший растворитель на лакокрасочном производстве. Также он помогает избавить от жирных пятен детали машин и механизмов, чем активно пользуются в автотранспортных цехах. Спасибо за открытие этого свойства аптекарям XIX века, однако хорошо, что с помощью дистиллята больше не пытаются лечить проблемы кожи — вещество токсично — пользоваться им нужно крайне осторожно.
Елена Белоусова
люди
Газета «Переработка», май 2022. Возрастное ограничение 12+. Специальный выпуск подготовлен к празднованию 15-летия ООО «Газпром переработка». Цитирование и перепечатка возможны только с разрешения редакции. Главный редактор электронного издания — Ю. Н. Митрофанова. Выпускающий редактор — Л. В. Коблик, тел.: +7 812 609-88-88 доб. 51 208, e-mail: KoblikLV@gpp.gazprom.ru