Газпром переработке — 15 лет
УРЕНГОЙСКИЙ ЗПКТ
Первое в России
промышленное производство топлива ТС-1 из Нестабильного газового конденсата
Авторский коллектив общества «Газпром переработка» в составе Айрата Ишмурзина, Павла Солодова, Евгения Афанасьева, Радика Гайсина, Олега Обухова, Игоря Чернухина награжден за работу «Освоение и внедрение производства авиационного топлива на Заводе по подготовке конденсата к транспорту ООО „Газпром переработка“ для авиатопливообеспечения Ямало-Ненецкого автономного округа и реализации стратегических задач ПАО „Газпром“ в регионе».
Конкурс на соискание ежегодной премии в области науки и техники ПАО «Газпром» проводится с 2006 года. Отмечаются крупные разработки в области добычи, транспортировки, хранения, переработки и использования природного газа, газового конденсата, нефти, завершившиеся созданием или усовершенствованием, а главное — эффективным применением образцов новой техники, приборов, оборудования и материалов.
Использование передового опыта
Работа по постановке нового вида товарной продукции — топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 (далее — авиатопливо) — на Заводе по подготовке конденсата к транспорту (ЗПКТ) была выполнена с использованием многолетнего опыта производства на Заводе по стабилизации конденсата имени В. С. Черномырдина (Сургутский ЗСК). ТС-1 применяется для заправки воздушных судов отечественного и зарубежного производства. Основные регионы отгрузки — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская и Свердловская области. В том числе аэропорты Сургута и Нижневартовска. Выпуск топлива для реактивных двигателей из смеси газового конденсата с нефтью заводчане освоили впервые в стране.
Север — наше всё
Значение северных регионов для экономики России неуклонно растет. В последнее десятилетие активно развивается полуостров Ямал, что требует перемещения большого количества грузов и людей с «большой земли». На территории Ямало-Ненецкого автономного округа работают 9 аэропортов и 35 вертолетных площадок, причем до недавнего времени собственное производство в округе отсутствовало, все топливо было привозное. Основным производителем нефтепродуктов в ЯНАО является Завод по подготовке конденсата к транспорту — филиал Общества «Газпром переработка» в г. Новый Уренгой. Сырьем завода является валанжинский и ачимовский нестабильный газовый конденсат.
Есть идея!
На ЗПКТ производилось арктическое дизельное топливо по ГОСТ 305–82, по содержанию серы (на уровне 70−90 мг/кг) оно соответствовало классу 3 Техрегламента. В 2008 году правительство утвердило Технический регламент, в котором значительно ужесточились требования к экологическим показателям топлив. Первоначально производителей обязывали выпускать с начала 2012 года дизельное топливо не ниже класса 4. Анализ технологии производства на ЗПКТ, проведенный специалистами инженерно-технического центра общества «Газпром переработка», показал невозможность доведения его качества до требований более высоких классов по содержанию серы из-за отсутствия технологических установок по гидроочистке. В то же время арктическое дизельное топливо из газового конденсата обладает легким фракционным составом, что натолкнуло на мысль сравнить его показатели с топливом для реактивных двигателей марки ТС-1. С учетом большой доли соответствия авторский коллектив предложил изучить возможность производства на ЗПКТ нового вида товарной продукции.
За дело!
В лабораторных условиях из дизельного топлива была выделена керосиновая фракция, проанализированная в лабораториях ЗПКТ и Сургутского ЗСК, проведен опытный пробег по ее выделению на установке получения дизтоплива. Итогом стало подтверждение соответствия качества полученной керосиновой фракции требованиям ГОСТа и Техрегламента. Следует отметить, что процесс постановки на производство реактивного топлива, в отличие от других видов моторного топлива, более длительный и трудоемкий. В том числе предусматривает закрепление за заводом-изготовителем представителя Минобороны, а также выполнение ряда работ по обеспечению безопасности полетов.
Олег Обухов, главный инженер ЗПКТ: «На первом этапе определялись объем и структура производства, технологическая цепочка. Далее прорабатывались регламенты. Эти регламенты многократно согласовывались с ГосНИИ ГА и другими организациями».
Первая опытно-промышленная партия реактивного топлива была произведена на Ямале в 2012 году.
Для оценки влияния всех стадий процесса производства на эксплуатационные характеристики авиатехники провели комплекс исследований с участием ведущих НИИ в области топлив и авиатехники.
Игорь Чернухин, директор Завода по подготовке конденсата к транспорту: «Чтобы мы вошли в состав реестра ГосНИИ ГА как производитель этого вида топлива, а также для его допуска к использованию на авиатехнике, была успешно пройдена процедура испытания и применения авиатоплива под наблюдением». В период постановки на производство были организованы работы по нанесению внутреннего антикоррозионного покрытия резервуаров, устройству пробоотборных точек и агрегатов фильтрации топлива, расширению области аккредитации лаборатории, обучению и аттестации персонала, получению документов соответствия действующим стандартам качества, наработке промышленной партии и организации эксплуатации под наблюдением. В результате летных испытаний было получено положительное заключение Росавиации на промышленное производство и отгрузку топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 на Заводе по подготовке конденсата к транспорту без ограничений.
Отличный результат
Разработанная авторским коллективом технология производства топлива ТС-1 на ЗПКТ позволяет использовать в качестве сырья нестабильный газовый конденсат. Комбинация уникального сырья и используемого оборудования защищена патентом на изобретение № 247−73−01 «Способ переработки нестабильного газового конденсата и установка для его осуществления». Ранее топливо для реактивных двигателей производилось на 27 заводах России из нефти и только на Сургутском ЗСК из смеси газового конденсата с нефтью. В Новом Уренгое впервые в России освоено промышленное производство прямогонного топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 из нестабильного газового конденсата без присадок.
В итоге
В результате совместной работы специалистов ЗПКТ и Администрации Общества «Газпром переработка» с участием специалистов Сургутского ЗСК достигнута возможность по отгрузке ТС-1 автомобильным транспортом в количестве, превышающем 25 тыс. т/год. Учитывая возрастающую потребность в данном виде топлива в России, у Новоуренгойского филиала общества есть возможность закрепиться на рынке самого массового топлива для гражданской авиации. Надежность четырехлетней эксплуатации авиатехники на топливной продукции производства ЗПКТ ООО «Газпром переработка» внесла значительный вклад в обеспечение авиатопливом близлежащих авиаотрядов, которые активно привлекаются ПАО «Газпром» к освоению новых месторождений на полуострове Ямал, Надым-Пур-Тазовском регионе и шельфе арктических морей. Реализация данного проекта позволила газовому концерну внести значительный вклад в динамичное развитие нефтегазового комплекса, актуальность этой работы подтверждена председателем правления ПАО «Газпром» Алексеем Борисовичем Миллером.
Радик Гайсин, Олег Обухов
Достигнутый результат был бы невозможен без активного участия бывших и нынешних работников Общества «Газпром переработка»: Игоря Афанасьева, Марата Минхайрова, Елены Кабановой, Руслана Койшина, Андрея Кубасова, Александра Кауфмана, Александра Белоусова, Елены Сударкиной.
люди
Газета «Переработка», май 2022. Возрастное ограничение 12+. Специальный выпуск подготовлен к празднованию 15-летия ООО «Газпром переработка». Цитирование и перепечатка возможны только с разрешения редакции. Главный редактор электронного издания — Ю. Н. Митрофанова. Выпускающий редактор — Л. В. Коблик, тел.: +7 812 609-88-88 доб. 51 208, e-mail: KoblikLV@gpp.gazprom.ru