Весть о войне не сразу пришла во все районы Ямала. Еще 26 дней было суждено прожить жителям Приуралья в мире, тогда как страна уже окунулась в войну.
Астраханская область была официально создана 27 декабря 1943 года на территории Астраханского округа. Часть территорий, сейчас относящихся к Астраханской области, также входили в состав Нижне-Волжской области, Нижне-Волжского края, Сталинградского края и Сталинградской области.
Первая партия ямальцев отправилась на фронт из Салехарда 13 июля 1941 года. Всего в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии зачислили 8 982 человека — каждого пятого жителя округа. Где только не оказывались солдаты с «края земли»: известно о том, что они участвовали в прорыве блокады Ленинграда, освобождении Украины, Белоруссии, Прибалтики, Венгрии, Польши, Болгарии, штурмовали Берлин.
Основными отраслями экономики округа были оленеводство, рыболовство, заготовка пушнины. В предвоенные годы здесь начали осваивать совершенно новую отрасль — растениеводство. У Полярного круга стали выращивать картофель, овощи, кормовые корнеплоды.
В бассейне Карского моря добывали рыбу, которая по «народной» классификации подразделялась на три группы: белая (муксун, сырок, нельма, пыжьян, щокур, обская сельдь); красная (осетр); черная (налим, ерш, щука, карась, окунь, язь).
В рыбной ловле участвовал 71 колхоз, работали 7 рыбозаводов. В июле 1930 г. был заложен Обдорский консервный комбинат (рыбоконсервная фабрика в Салехарде) с проектной мощностью 3,5 млн банок в год.
На рыбозаводе
Обязаны поддержать фронт
Война потребовала перестройки всего хозяйства округа. Южные районы рыбодобычи для страны были потеряны. Труженики Севера должны были резкого увеличить вылов рыбы и заготовку пушнины. Мужчины ушли на фронт, а их места заняли женщины, старики, подростки. Они стали рыбаками, пастухами, охотниками.
За пять тяжелых лет на Ямале добыли 810 тысяч центнеров живого серебра. Это на 70% больше, чем в прошлое пятилетие. За годы войны Салехардский консервный комбинат выпустил консервов в 2,5 раза больше, чем за 10 довоенных лет.
По количеству оленей Ямало-Ненецкий автономный округ занимал в годы войны второе место среди национальных округов Севера, уступая только Чукотскому округу. Для коренных жителей Севера самое дорогое — олень, и только в крайнем случае кочевники расстаются с животными. Во время войны ямальцы передали в Фонд Обороны много собственных оленей. Только население Надымского района сдало фронту 4 109 голов живых оленей.
Округ внес в Фонд победы
810 тысяч
центнеров рыбы
21 млн руб.
за добытую пушнину
4 тысячи
оленей
Пушной промысел был большим подспорьем для страны. Мех стал важным источником валюты для оплаты закупаемых у союзников оружия и продуктов питания для фронта. С 1941 по 1945 года в регионе было добыто пушнины на общую сумму свыше 21 миллиона рублей. Кроме этого местные жители собрали для Красной Армии около 100 тысяч единиц теплой одежды: шапок, полушубков, валенок. Все это вместе с другими ценными вещами уходило бойцам на фронт. За 5 лет войны северяне отправили 3 340 посылок.
Широко распространилось среди рабочих и колхозников региона стахановское движение. Школьники помогали после занятий перевозить сети и грузы для них на своих санках, участвовали в вылове рыбы и добыче пушнины. Грузы в портах разгружали и формировали в основном женщины и подростки вручную.
Также в государственном архиве ЯНАО хранится множество протоколов собраний местных жителей разных поселков. Благодаря одному из них мы знаем о примерах истинной жертвенности, когда для защиты родной земли отдавали дорогие сердцу даже не вещи, но настоящие символы любви. На одной из встреч с рабочими колхозница Новоселова сказала: «Ведь это же дети наши так мучаются. Будем же мстить злодеям, поможем Красной Армии». После этих слов она сняла золотое обручальное кольцо и передала в фонд обороны со словами: «Возьмите моё обручальное кольцо. Тридцать лет я носила его, но сейчас оно нужнее для Родины. Ведь и сын мой Павел там бьется за Родину». После ее поступка еще несколько женщин сняли с себя золотые украшения и передали на помощь фронту.
Благодаря финансовой помощи женщин удалось собрать часть средств на постройку одной машины из колонны «Боевая подруга». Недостающие деньги внесло государство. Даже самые маленькие патриоты не остались в стороне: воспитанники детсадов и школ вносили средства на танковую колонну «Малютка». Ямал в то время входил в состав Омской области. Средства на танки от северян влились в общий котел, и жители области смогли оплатить постройку одного танка «Малютка».
В Фонд Обороны ямальцы внесли деньгами и облигациями 29 миллионов рублей. А посылки от северян помогали поддерживать боевой дух. В письме землякам капитан-орденоносец Г. Захаров писал: «Горячо благодарим жителей Ямало-Ненецкого округа за помощь фронту. Мы часто получаем от вас подарки, среди которых много тёплой одежды, меховой обуви и продуктов».
Глубокий тыл у линии фронта
Казалось бы, под прикрытием Уральских гор, в глубоком тылу можно было вести напряженную, но относительно спокойную жизнь без грохота взрывов. Однако даже здесь война оставила свои следы. Только 24 сентября 2012 г. командир отряда разминирования Олег Голубев отрапортовал: «Мин в фарватере нет. Обская губа безопасна для судоходства». А в 2018 году на мысе Пинегина архипелага Новая Земля гидрографическое судно «Горизонт» обнаружило брошенную метеостанцию производства нацистской Германии.
Именно здесь, в узком проливе Карские ворота между архипелагом Новая земля и побережьем Карского моря, сошлись интересы двух противоборствующих сторон. С Дальнего Востока и обратно через этот пролив доставлялось множество грузов, он использовался для северного завоза необходимых продуктов и топлива на Ямал и в другие северные регионы страны. Кроме того, зимнее судоходство возможно только здесь — акватория Северного-Ледовитого океана севернее покрывалась льдом.
Планируя вторжение на территорию СССР, фашистское командование провело скрытую разведку летом 1940 г. (получив согласие СССР) по трассе прошел крейсер «Komet» («Ems-45»), поскольку после пакта Молотова-Риббентропа было достигнуто соглашение о проводке с запада на восток двух немецких сухогрузов. «Komet», замаскированный под торговое судно «Donau», шел в сопровождении ледоколов «Иосиф Сталин», «Ленин», «Лазарь Каганович» и подводной лодки Щ-423. Разведав обстановку и покинув советское сопровождение, 10 сентября 1940 года крейсер потопил в Тихом океане пять английских судов. Однако главным приобретением этого путешествия стала информация о Северном морском пути. В сентябре 1941 года нацисты запланировали операцию по блокировке трассы. Первый шаг — атака Мурманска.
Мурманск — главный портовый город советского союза в Ледовитом океане — нацисты атаковали в 1941 году. Неприятеля удалось сдержать. Оборона на этом направлении продолжалась до 1944 года. Запасным портом для нашей страны стал Архангельск. Через этот город проходили грузовые потоки не только с Дальнего Востока, но и поставки вооружения из США. Арктические конвои доставили более 22% всего объема грузов по договору лендлиза. Зимний маршрут начинался в Англии и заканчивался в Архангельске. Летний маршрут был более безопасным, но длинным — из Англии суда выходили в Рейкьявик, а оттуда двигались мимо Шпицбергена в Архангельск.
Всего за годы войны по трассе Северного морского пути прошло 78 конвоев. Кроме вооружения наша страна получала по ленд-лизу автомобили, тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и другие товары. А Советский Союз поставлял союзникам хромовую, марганцевую руды, платину, золото, лес.
Для эффективного перехвата и уничтожения судов союзников немцы должны были укрепиться в северных морях. Архипелаг Новая земля был отличным местом для расположения баз и метеорологических отрядов — сводки погоды крайне важны для военных действий в Заполярье.
Следующим стратегическим шагом немецкого командования стали операции «Вундерланд» и «Вундерланд-2». Задачи сводились к блокаде пролива Карские ворота уничтожению союзных караванов, прекращению рыбной ловли в акватории северных морей. Ожидаемого результата фашисты не смогли добиться и предприняли в 1943 году еще один отчаянный шаг — обустройство базы в Обской губе. Но и этим планам не суждено было сбыться.
За три года войны в Карском море с советской стороны погибло 964 человека, 17 кораблей были затоплены или серьезно повреждены. Гитлеровский флот потерял лишь 2 подводные лодки. Нацистские арктические базы в 1941—1944 годах действовали на Новой Земле, на берегах Обской губы и Енисейского залива. В акваториях северных морей были развернуты минные поля.
Горькие уроки
Руководству нашей страны уже в 1942 году стало очевидно, что советская оборона арктических морских коммуникаций слаба. Без основательного усиления трассы Северного морского пути объектами военной и гражданской инфраструктуры прорыв даже небольших сил противника создавал серьезные осложнения. На центральных и восточных участках побережья Северного Ледовитого океана было необходимым строительство морских и военно-воздушных баз. Их успешному созданию и функционированию способствовала бы железная дорога.
И. В. Сталин вернулся к давней идее Великого северного железнодорожного пути, который должен был соединить северо-западные области Советского Союза с Охотским и Беринговым морями. Отдельным соображением в пользу большого строительства стало исследование академика И. М. Губкина. Еще в 1931 году он предположил нахождение больших запасов нефти и газа в Западной Сибири.
29 миллионов рублей
внесли трудящиеся в фонд обороны
7 тысяч ямальцев
награждены за доблестный труд во время войны
3 тысячи ямальцев
получили ордена и медали за подвиги в Великой Отечественной войне
8 ямальцам
присвоено звание Героя Советского Союза
Совокупность всех этих факторов предрекла попытку строительства Трансполярной магистрали в 1940−50-х годах. Ее сооружение началось в 1947 году. А завершилось в 53 — сразу же после Смерти Сталина. В наследство от большой стройки осталась телефонная линия Москва — Салехард — Игарка, которая сыграла огромную роль в дальнейшем освоении ямальского Севера и его богатейших недр, а также ныне действующая ж/д-ветка от Москвы до станции Лабытнанги. В настоящее время по направлению Трансполярной магистрали проходит проектируемая трасса Северного широтного хода — огромного инфраструктурного проекта, предполагающего постройку железнодорожного и автомобильного пути от Москвы до Нового Уренгоя через Уральские горы и реку Обь. Арктические военные базы, уже действующие на северном побережье и архипелаге Новая земля, получат поддержку с «большой земли». Когда огромный федеральный проект будет завершен, наконец воплотится в жизнь масштабная идея, рожденная в горячке военного времени в середине прошлого столетия.
Оленная армия
Пока Карское море с 41 по 44 года бурлило от снарядов и мин, на Карельском фронте продолжалась оборона Мурманска. Огромный вклад в победу советской Красной армии внесли погонщики (каюры) оленьих упряжек. Они не шли в лобовую атаку на врага. У них была другая сложная, тяжелая работа.
В ноябре 1941 года в 14-й армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении, началось формирование оленьих рот. Всего с территории Ненецкого округа и республики Коми отправились воевать 10 000 оленей, 1 400 каюров на 2 000 нарт.
Эшелоны из людей и оленей до места назначения шли своим ходом в условиях зимы и полярной ночи несколько сотен километров. Кстати, помните о жителях Надымского района, которые отдали в Фонд Обороны более 4 000 оленей, о которых было написано выше? Ямальцы сдавали не туши или шкуры, а живых оленей.
Можно предположить, что и эти рогатые друзья тундровиков отправились в большое кочевье на Кольский полуостров. Однако документальных свидетельств об участии каюров Ямала нет. Считается, что, во-первых, Ямал очень удален от мест боевых действий, во-вторых, через Уральские горы местные жители не перегоняют стада. В пользу же такого предположения может служить одна зацепка. В статье Константина Симонова «Юбилей» в газете «Красная звезда» от 13 мая 1942 года есть такие строки: «Рядом с легкими нартами, посасывая трубки, стоят погонщики-ненцы, приехавшие с Ямала. У них скуластые коричневые лица и невозмутимое спокойствие людей, всю жизнь проживших на севере… Здесь много мест, где не может проехать машина, и лошади по грудь проваливаются в снег. Но олени с нартами проходят везде, перевозя продовольствие и патроны и доставляя в тыл раненых».
Оленные войска во Второй мировой войне
Страницу военной истории о возможном вкладе погонщиков Ямала в Победу еще предстоит открыть. Краевед из Салехарда Сергей Шулинин уверен, что его земляки тоже были каюрами оленно-транспортных отрядов, потому что не могли остаться в стороне — малые народы в Ненецком округе и на Ямале связаны тесными родственными связями. Кроме этого следует учесть сообщение правительства Коми от 2019 года. В нем говорится, что оленеводческие хозяйства республики восстанавливают древние кочевые тропы через Полярный Урал в Шурышкарский район ЯНАО для расширения территорий «богатых» пастбищ. А это значит, что относительно короткий путь, пригодный для перехода оленей в соседний округ и дальше к Мурманску, все же был! Конечно, путь неблизкий, около 3-4 тысячи км по суше. Олень зимой в среднем преодолевает около 30 км за день. Перегон занял бы около 5 месяцев, но и битвы на Карельском фронте шли около 4 лет. Так что возможно все.
Задачи оленной армии
На фронте оленно-транспортные подразделения оказались незаменимыми помощниками: они перевозили раненых; доставляли различные грузы; перевозили почту, в том числе и важные донесения; сопровождали в тыл врага партизан и десантников, которые на оленях могли углубиться на 300 и более километров; принимали участие в разведывательных операциях.
Бойцы звали эти формирования «рогатыми батальонами» и «арктическими танками». Враги звали их «серыми призраками», появляющимися ниоткуда и растворяющимися в белой мгле. Олени по снегу могли перевозить до 300 килограммов.
Каюры часто разыскивали сбитые советские самолёты и вывозили не только лётчиков, но и крылатые машины. Всего за годы войны было вывезено 162 самолёта. Известен случай, когда к переднему краю фронта доставили «Катюшу», поставив машину на «лыжи».
С помощью оленей с линии фронта и из глубокого тыла противника было вывезено 10 142 раненых солдата. Оленно-транспортные подразделения перевезли к переднему краю 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов.
Громко об истории рогатой армии стали говорить по историческим меркам совсем недавно. Так, первый памятник воину-оленеводу появился в Нарьян-Маре, что в Ненецком автономном округе, в 2012 году. Следующий открыли в деревне Накивбож в Республике Коми в 2015 году. В 2020 году своих героев почтили и в Мурманске, установив в городе-герое памятник воинам-оленеводам. Каждый монумент изображает пастуха и его верного рогатого товарища — оленя.