корпоративная газета
Выпуск №5 (178) май 2022
Живыми голосами войны для бойцов стали артисты, которые в составе фронтовых и концертных бригад выступали на передовой.
музыка вечна
Как музыка Победу приближала
Как говорил в фильме «В бой идут одни "старики"» Алексей Титаренко: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? — После боя сердце просит музыки вдвойне!». Именно фронтовые песни поднимали боевой дух армии и давали силы и вдохновение на подвиги во имя Родины… Живыми голосами войны для бойцов стали артисты, которые в составе фронтовых и концертных бригад выступали на передовой. Они наравне с солдатами и тружениками тыла боролись за победу, вкладывая все свои душевные силы и талант в свою работу.
Часть 1
Первые ноты войны
Лето 1941 года стало самым страшным во всей русской военной и мирной истории. Радио принесло страшную весть о нападении Германии на Советский Союз. Всю мощь народного гнева и готовность отстаивать родные земли можно услышать в песне «Священная война». Она появилась в первые дни войны и стала народным гимном. Слова песни в виде стихов впервые продекламировали на радио 24 июня 1941 года. В тот день строчки были опубликованы в газетах «Известия» и «Красная звезда». Композитор Александр Александров написал к ней музыку: на печать нот времени не оставалось, поэтому они вместе со словами были написаны мелом на доске. Музыканты переписывали их в свои тетради. На репетицию был отведен всего один день. Уже 26 июня на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознаменного ансамбля песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. В тот день она звучала пять раз подряд… С тех пор «Священная война» стала символом единства и борьбы, который помогал выстоять в самых тяжелых оборонительных боях…
Песня «Священная война»
Исполняет Ансамбль Александрова, 1942 год
Часть 2
Симфония жизни
В годы Великой Отечественной войны движение фронтовых бригад стало одним из самых масштабных в истории. Не было такой части в армии, куда бы не доезжали творческие коллективы. Перед солдатами выступали лучшие артисты, в качестве подмостков использовалось все, что было в доступе: окопы, палубы кораблей, землянки, грузовики с откинутыми бортами. За четыре года на фронтах Великой Отечественной состоялось около полутора миллиона художественных выступлений! Почти 500 тысяч из них — непосредственно на передовой.
За четыре года на фронтах Великой Отечественной состоялось около 1 500 000 художественных выступлений. Почти 500 тысяч из них — на передовой.
Фронтовые бригады формировались и в городах, где велись военные действия, и в глубоком тылу. В том числе — на территориях, где сегодня расположена администрация и филиалы компании «Газпром переработка».
В первую очередь здесь нужно сказать о Санкт-Петербурге. Для Ленинграда музыка стала отдельной страницей трагической летописи. В тяжелейшие годы блокады (8 сентября 1941 — 27 января 1944) в Северной столице продолжали давать спектакли и концерты. Здесь же родилась знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которая символизировала несокрушимость духа ленинградцев.
Афиша первого исполнения Седьмой симфонии в петербургской Филармонии.
Шостакович написал Седьмую симфонию всего за пять месяцев. По воспоминаниям композитора, во время работы над произведением он «выполнял обязанности композитора и пожарника», параллельно дежуря на крыше консерватории. Последние ноты симфонии Шостакович дописал уже в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года. Партитура произведения самолетом была доставлена в Ленинград. К тому времени изможденные ленинградцы уже с трудом передвигались и держали в руках инструменты, многие артисты умерли от голода. Музыкантов искали по радио, в госпиталях. Ударнику Жаудату Айдарову симфония подарила вторую жизнь. Дирижер отыскал его в мертвецкой, где заметил, что пальцы ударника шевельнулись. «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу», — вспоминал кларнетист Виктор Козлов. Тем не менее, собрав все оставшиеся силы, 9 августа 1942 года оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижёра К. И. Элиасберга исполнил симфонию.
Фрагмент Седьмой симфонии
в исполнении автора Дмитрия Шостаковича
В этот день все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. За 80 минут не была ни разу объявлена воздушная тревога. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска, считавшие до того, что город практически мертв.
Алексей Толстой о Седьмой симфонии:
— Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем.
Во время Великой Отечественной войны силами Ленгосэстрады было сформировано 14 артистических бригад, находившихся в введении Ленинградского Дома Красной Армии им. С. М. Кирова, и еще 8 — в введении Дома Краснознаменного Балтийского флота. В состав фронтовых бригад вошли наиболее популярные эстрадные артисты: К. И. Шульженко и В. Ф. Коралли, чтецы Д. М. Лузанов, А. Г. Шрамкова и В. В. Яблонская, фельетонисты М. М. Волжский и П. Л. Муравский, «частушечник» Б. Д. Козюков (Боб Казини), рассказчики В. Зотов и А. Заикин, танцевальные дуэты Е. Блажевич и А. Радлинский, Р. Роде и П. П. Павлов и многие другие. Ленинградские артисты выезжали на фронт и даже — за кольцо блокады. За весь период Великой Отечественной войны фронтовые бригады дали в Ленинграде и в пределах Ленинградского фронта 18 тысяч концертов, из них 9 тысяч — в армейских частях, 5 тысяч — на Балтийском флоте, 94 — на Северном флоте, 3 тысячи — на сборных пунктах и в госпиталях.
Часть 3
Музыкальная помощь фронту
На территории Чкалова (сегодняшний Оренбург) боевых действий не велось. За годы войны в городе было сформировано 17 фронтовых бригад. Первый выезд на передовую прошел уже в ноябре 1941 года. Артисты бригад дали тысячи концертов в госпиталях, в военных частях, в домах Красной Армии. Дважды они выезжали на Западный фронт с важной миссией — выступить перед бойцами первого и второго эшелона действующей армии и передать им подарки от родных и близких. Широко известными стали выступления эстрадного театра «Ястребок». Он был создан эвакуированным в Чкалов из Санкт-Петербурга композитором Василием Павловичем Соловьевым-Седовым.
В составе «Ястребка» были артисты разных жанров: артисты Оренбургского театра музкомедии Я. Василько и В. Котов, цирковые артисты Русановы, артисты балета Петрусевич и Ярош, оперный певец Б. Струнев, чтец А. Слободской и др. В программе выступлений — произведения советских авторов, русских классиков, народные песни. За годы войны Совольев-Седой написал около 70 песен. Многие из них получили искреннюю народную любовь. Среди них — «Вечер на рейде» (стихи А. Д. Чуркина), «На солнечной поляночке» («Тальяночка»), «Соловьи», «Давно мы дома не были» (все три — на стихи А. И. Фатьянова), «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк?» (стихи В. И. Лебедева-Кумача), «Не тревожь ты себя, не тревожь», «Услышь меня, хорошая» (обе — на стихи М. В. Исаковского), «Матросские ночи» (стихи С. Б. Фогельсона).
Песня «Вечер на рейде»
в исполнении автора музыки Василия Соловьёва-Седого, 1974 год
«Ястребок» выступал в самых опасных условиях: под бомбежками и артобстрелами. Порой артистам приходилось прерывать концерт и прямо в гриме и костюмах уходить в укрытие. За два неполных года артисты дали 93 концерта на передовых позициях.
василий павлович соловьев-седой:
— Сорок пять дней, проведенные на фронте, оставили во мне неизгладимое впечатление. Я видел народ на войне. Я понял, что солдат — это не лакированный герой, а труженик войны, что он сражается так же, как варит сталь, пашет землю, возводит плотины. Он идет на подвиг мужественно и просто, а в час отдыха он не чужд шутке, крепкому словцу, лихому танцу. И мне казался близким этот простой человек, сражающийся за Родину.
Часть 4
Мелодии помогали жить
В других регионах, где сегодня работают филиалы компании, в годы войны культурная жизнь также продолжала существовать. В Астрахани проходили концерты для воинов и раненых. В них принимали активное участие педагоги и студенты Астраханского музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского. Средства, полученные от выступлений, направлялись в фонд помощи эвакуированным и фронту. В Коми АССР концертную деятельность перестроили и направили на поддержку фронта и укреплению тыла. Концертно-эстрадные бригады выезжали в сельские и промышленные районы, выступали на военносборных пунктах. Одной из таких бригад руководила известная исполнительница народных песен, заслуженная артистка Коми АССР Валентина Есева. Всего за годы Великой Отечественной войны силами концертно-эстрадного бюро подготовлено и показано 32 тысячи концертов, которые посмотрели около миллиона зрителей.
Валентина Есева
Песня Вацлава Мастеницы на слова Геннадия Юшкова, 1977 год
Часть 5
Победные строки
И вот наступил самый долгожданный день. 8 мая 1945 года в 21:55 диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан зачитал в эфире текст приказа Верховного главнокомандующего о победе над фашистской Германией: «8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена».
День Победы в первую очередь ассоциируется с одноименной песней, которую исполнил Лев Лещенко. Это произведение появилось в 1975 году — во время подготовки страны к 30-летию Великой Победы. Поэт Владимир Харитонов предложил молодому композитору Давиду Тухманову создать песню, посвящённую Великой Отечественной войне для конкурса на лучшую военную песню. Однако «День Победы» стала популярной в народе не сразу. Поначалу ее не пропускали в эфир. В первую очередь из-за автора: Давиду Тухманову было чуть больше 30 лет. По мнению руководства Союза композиторов, а также руководителей телевидения и радио, он не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба. Кроме того, в композиции были услышаны синкопы и элементы танцевального жанра — танго или фокстрота. Только в ноябре 1975 года песня получила всенародную любовь, когда публика услышала ее в исполнении Льва Лещенко на концерте, посвященным Дню милиции.
Песня «День Победы»
в исполнении Льва Лещенко на конкурсе «Песня—75»
«...Войны проходят. Матушку-землю
Небо излечит. Жизнь быстротечна.
Но в каждом веке музыке внемлют.
Всё преходяще. Музыка вечна...»

— Марк Акравин
корпоративная газета «переработка»
Выпуск 5 (178) май 2022