корпоративная газета
выпуск 12 (210) дек 2024
ключ на старт
{ лонгрид }
история новогодних открыток
почта «газпром переработка»
До XIX века
Как всё начиналось
Уже более 200 лет существует добрая традиция — отправлять новогодние и рождественские открытки. Сама же открытка появилась две тысячи лет назад. Этот маленький, но очень важный элемент праздника создает особую атмосферу и даже спустя годы вызывает теплые и приятные чувства.
О том, как появилась традиция отправки поздравительных открыток, существуют разные версии. Довольно убедительна та, которая считает родиной открыток Древний Китай. Согласно ей открытки эволюционировали из визитных карточек. По этикету того времени, если китаец не смог лично поздравить с праздником родственника или друга, он приносил ему свою визитную карточку с написанными на ней извинениями. А хозяин для общего удобства перед входом в дом вешал специальный мешочек, куда и можно было положить визитку. Спустя время на карточках несостоявшиеся гости начали рисовать символы. Первым из них стал Карп, олицетворяющий достаток и богатство. Вот так хозяин вместе с извинениями получал еще и наилучшие пожелания.
Мальчик с карпом-драконом. Китайская народная лубочная картина
Однако чаще всего родиной открыток называют Англию. Считается, что первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он подарил своему другу, был изображен зимний пейзаж и семейная сценка возле елки.
В 1840 году лондонский изобретатель, предприниматель и общественный деятель Генри Коул придумал для близких оригинальное поздравление — рождественскую открытку с акварельным рисунком своего друга, художника Джона Хорсли. На карточке размером 12×7 см Хорсли изобразил семью Коула за рождественским столом, а слева и справа триптиха нищие люди получали хлеб и одежду. Таким образом художник напомнил окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Изображение дополняла подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!»
Первая массовая рождественская открытка. Художник: Джон Хорсли. Издатель: Генри Коул. Англия, 1843 год
Необычная открытка сразу же получила успех среди друзей и знакомых Коула. В 1843 году ее напечатали с первоначального эскиза массовым тиражом в тысячу экземпляров и стали продавать по шиллингу. Так появилась первая в мире коммерческая рождественская открытка.
1843–1917 гг.
Самое начало
С идеей выпуска почтовых карточек выступил в 1865 году немец Генрих фон Стефан. Однако одобрения проект не получил из-за «неприличной формы пересылки сообщений на открытом почтовом листке» (Рис. 5). И такие аргументы, как облегчение и упрощение переписки, удешевление пересылки, не смогли противостоять защите конфиденциальности содержимого. Так Германия упустила свой шанс стать родиной печатной открытки, уступив это право Австро-Венгрии. Именно там в 1869 году появилась первая настоящая почтовая открытка с отпечатанной на ней маркой, которая официально называлась «Карточка для корреспонденции».
1872 г.
День рождения российской открытки
В России первая немаркированная почтовая карточка, которая называлась «Открытое письмо», поступила в продажу 26 марта 1872 года. И эта дата считается днем рождения российской открытки.
Такие карточки не содержали иллюстраций, были сероватого цвета и чаще всего выглядели как бланк или формуляр. Гражданам напоминалось, что корреспонденцию нужно оплатить государственными почтовыми марками. На лицевой стороне крупным шрифтом было напечатано: «На этой стороне, кроме адреса, не дозволяется ничего другого писать». Другая сторона предназначалась для сообщения.
«Открытое письмо» в России конца XIX века. Фото: Музей печати и издательского дела
«Первое время открытки использовались в качестве телеграмм, — объясняет историк Алексей Доронин. — С их помощью люди приветствовали друг друга, поздравляли со значимыми событиями в жизни. Как правило, вся информация вмещалась в одно предложение без знаков препинания, приветствий и прощаний».
1895 г.
Эволюция открыток
23 года спустя появились иллюстрированные открытки. Каждый, кто их приобретал, мог увидеть места, в которых никогда не был. Особую популярность почтовые карточки в Российской империи обрели после появления на них красочных иллюстраций, в которых и содержался смысл. Такими карточками могло пользоваться и безграмотное население.
Большой вклад в распространение российской почтовой открытки внес пионер отечественной цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский, творчеством и идеями которого восхищался император Николай II. По распоряжению Его Императорского Величества фотограф получил задание запечатлеть различные стороны жизни Российской империи. Работы Прокудина-Горского уникальны. Они достоверно дают представление о том, какой наша страна была более ста лет назад
Фотооткрытка «Задворки». Фото: С. М. Прокудин-Горский
В конце XIX века в России стали издаваться благотворительные открытки, сбор от продажи которых шел в помощь нуждающимся. Свои работы предоставили самые известные российские живописцы: Илья Репин, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Иван Айвазовский. Художники отказывались от гонораров за картины и тем самым покрывали расходы на производство открыток.
Практически все события российской истории запечатлены на почтовых карточках: мировые войны, революции, гражданская война, культ личности, коллективизация, индустриализация, строительство коммунизма. В них можно найти давно исчезнувшее и забытое. Но войны и революции не отменили простых человеческих отношений и оставили место для поздравлений с Днем ангела, церковными праздниками, личными юбилеями или знаменательными событиями.
1895—1917 гг.
Рождественские сюжеты
Предположительно, автором первой рождественской открытки в России стал художник Федор Бернштам. В основу его работ легли зимние пейзажи и христианские сюжеты. В их создании также участвовали известные художники: Константин Маковский, Николай Рерих, Александр Бенуа.
Особый вклад в оформление открыток внесла Елизавета Бём. Художница иллюстрировала журналы и обложки для книг, но наибольшую популярность она обрела, рисуя открытки. Ее героями стали маленькие дети в русских народных костюмах с непослушными завитушками, которые несли душевность и теплоту. Важным атрибутом была и надпись. Например, одна из самых популярных к Рождеству и Новому году: «Жить в добре, ходить в серебре. Одна рука в патоке, другая в меду».
Филокартисты называют период с 1895 по 1917 год «золотым веком» открытки. Они пользовались таким спросом, что отечественные производства не справлялись, и спрос явно превышал предложение. Историки отмечают, что и доставка посланий осуществлялась быстро. В пределах одного города это занимало 3−4 часа, а путешествие корреспонденции из Петербурга в Москву занимало не более суток.
«Мы иногда называем иллюстрированную открытку Интернетом начала ХХ века. Потому что фактически она несла на себе огромную информационную роль. То есть происходило какое-то событие, после этого мгновенно издавалась открытка, и она расходилась по всей территории страны, уходила за рубеж», — Арсен Мелитонян, президент Союза филокартистов России.
Фантазия авторов не имела границ: предлагались изделия на любой вкус и кошелек, из папье-маше, с деталями из текстиля, глянцевые, плюшевые, с тесьмой, блестками, на полотняном картоне. Изображались наряженные ели, свечи, картины быта, библейские сюжеты, дети в виде ангелов.
В дореволюционной России Рождество отмечали 25 декабря, а потом праздник плавно перетекал в Новый год. Поэтому Рождественские открытки отправляли и к Новому году. Вот несколько примеров открыток, хранящихся в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде.
Сергей Фролов пишет из Казани в Симбирск Александре Грачевой в 1915 году:
Поздравляю с высокоторжественным праздником Рождества Христова! Желаю встретить его в добром здравии и веселии.
В 1913 году Варвару Федосеевну Прозоровскую из Вологодской губернии поздравляет с Рождеством ее племянница:
Я живу у Анны Александровны и часто вспоминаю вас. Хотела бы знать, как вы живете.
Тетя Оля в декабре 1913 года поздравляет с Рождеством Христовым «милых детишек - дорогого крестника Колю, Шуру, Галю и бутуза Витю», интересуется, весело ли прошли у них именины.
В декабре 1916 года священника из села Вача Муромского уезда, отца Павла Побединского, поздравляет его сестра и добавляет:
«Давно что-то нет от вас никакой весточки. Все ли вы там живы и здоровы? Забыли нас, сирот. Скоро ли свидимся?»
После Октябрьской революции в нашей стране было запрещено производство открыток с рождественской и новогодней символикой, а также с изображением религиозных символов и народных праздников. Новая власть считала подобные образцы печатной продукции буржуазным пережитком.
Но люди не забыли милые сердцу праздники и традиции, бережно хранили рождественские игрушки и открытки, передавая из поколения в поколение.
Плакат «Долой церковные праздники». Автор: В. И. Козлинский, 1929 год
1918—1940 гг.
Веяние времени
На смену карточкам с новогодней символикой пришли открытки с видами городов и репродукциями картин известных художников. А главными атрибутами и символами почтовых карточек вместо царского орла стали звезда, серп и молот. Звучали призывы о помощи армии, голодающим, детям-беспризорникам, инвалидам.
Ранние советские открытки отличались яркими красками, абстрактными сюжетами, конкретными лозунгами: «Пионеры и школьники! Овладевайте автотракторной и дорожной техникой, выступайте на борьбу с бездорожьем!», «Союз Красного Креста и Красного Полумесяца — оплот санитарной обороны СССР и носитель санитарной культуры!».
Стоить отметить, что теперь открытки проходили обязательную цензуру как в идеологическом, так и художественном смыслах.
1941–1945 гг.
Фронтовые открытки
Главный зимний праздник всегда был символом мира, добра, благополучия. Советский народ в начале сороковых об этом лишь мечтал. В новогоднюю ночь загадывал одно на всех желание — чтобы война закончилась, а близкие поскорее вернулись с фронта.
Открытка была не только средством передать чувства друг другу. Она, наряду с агитплакатами, листовками и газетами, служила средством коммунистической пропаганды.
Новогодняя открытка времен Великой Отечественной войны. Автор неизвестен
Сюжеты на новогодних открытках отражали настоящий русский дух — боевой, волевой, сильный. А еще и веселый, неунывающий даже в самых тяжелых обстоятельствах. Поэтому многие художники рисовали почтовые карточки в сатирическом ключе, высмеивая врага. Например, улыбку вызывал сюжет с партизаном, который в подарок своему отряду ведет «языка» с отмороженным носом и обутым в снегоступы, сплетенные из лыка. Такую «обувь» действительно носили фашисты, пытаясь повысить проходимость своих войск.
Часто на новогодних открытках использовали репродукции фронтовой живописи и графики, плакаты, посвященные подвигам советских солдат, партизан и тружеников тыла. На одной из таких карточек даже изобразили Деда Мороза, изгоняющего фашистов. Часто в открытках сочетались фронтовые и мирные сюжеты: пока глава семьи бьет врага, семья около елки рисует его портрет.
«В страхе день за днем считая, жмется гитлеровцев стая: сорок третий — Новый год — их с лица земли сотрет». Художник: Л. И. Коростышевский, 1942 год
Первые новогодние открытки военных лет были выпущены к встрече 1942 года. На них был изображен эпизод военного парада на Красной площади, прошедшего 7 ноября 1941 года. На этой открытке был запечатлен танк Т-34, ставший легендарным.
В первую же военную зиму появилась карточка «Новогодний привет с фронта!», где советский танкист изображен около английского танка «Матильда II». Интересно то, что первые «Матильды» поступили на вооружение Красной Армии из Великобритании в ноябре-декабре 1941 года, а на поле боя вышли только в январе 1942 года. Можно сказать, художник «сработал на опережение».
Открытка «С Новым годом, ребята!». Художник: А. А. Кокорекин, 1944 год
Но что бы ни было изображено на лицевой стороне открытки, ценнее всего была надпись на обороте. И хотя места было мало, советские солдаты могли кратко изложить то, что ярче всего «горело внутри».
Одно из посланий советского солдата
«Новый год — 1942 год — мы встречали так, как никто никогда не встречал и, по всей вероятности, не будет встречать. Ровно в 24:00 фашистам в виде новогодних подарков полетели тысячи снарядов, мин и целый дождь пулеметных очередей. В общем, подарки мы им послали на славу. Будут, сволочи, помнить долго».
Но между тем эти открытки были трогательными, пронизанными трепетными чувствами к дому, семье.
1950–1998 гг.
Хорошо в стране советской жить. Космические открытки
После окончания Великой Отечественной войны открытки стали популярным сувениром и приятным подарком для большинства советских людей. Этому способствовало бурное развитие полиграфической промышленности, а также решение партийного руководства запустить массовое производство «идеологически верной» продукции.
1950-е гг.
Возвращение традиции
В середине XX века выпуском открыток занялся «Гознак» — предприятие по разработке и изготовлению государственных знаков. Карточки отпечатывали на плотном качественном картоне и продавали миллионными тиражами.
Образы на открытках отражали ценности и принципы коммунистической идеологии. Часто можно было увидеть изображения Кремля, Красной площади, курантов на Спасской башне.
Позже к созданию новогодних карточек начали привлекать лучших художников страны, многие из которых работали в «Союзмультфильме». Пушистые нарядные ели, милые зверушки, очаровательные розовощекие малыши, сказочные Дед Мороз и Снегурочка с мешком сладостей — постоянные герои Владимира Зарубина, Лидии Модель, Татьяны Жебелевой, Владимира Четверикова. Атмосферу праздника и радости воссоздавали светлые добрые сюжеты, а также уникальный творческий почерк иллюстраторов.
Особым спросом пользовались открытки с изображением кумиров. В 1956 году на советские экраны вышла картина «Карнавальная ночь», в которой главную роль сыграла Лариса Гурченко. Кадры из фильма с начинающей актрисой украсили сотни праздничных карточек.
Постепенно традиция обмениваться открытками в преддверии Нового года плотно укоренилась в советском обществе. Почта работала на износ, с трудом справляясь с потоком поздравлений — выслать весточку родственникам и друзьям в другой город хотел каждый. На карточках даже печатали предупреждение: «Отправляйте заблаговременно».
1960-е гг.
Космические настроения
Рубеж пятидесятых и шестидесятых годов ознаменовался знаковым для СССР событием — освоением космоса. Что не могло не отразиться в открытках. Первые карточки, посвященные космической теме, были изданы после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году. А в 1961 году, когда завершился полет Юрия Гагарина, такие открытки получили просто огромную популярность.
Появляются новые уникальные образы: звездное небо, планеты, луноходы. Они удачно «соседствуют» с привычными символами зимы — снеговиками, новогодней елью, хлопушками. Теперь о покорении неизведанных галактик мечтает каждый советский ребенок — иллюстраторы рисовали детей в скафандрах, внутри ракеты, исследующими открытый космос вместе с Дедом Морозом.
Сначала сюжеты на карточках были фантастичными, но впоследствии они приобрели более реалистичный характер. Во многом это произошло благодаря творчеству Андрея Соколова, художника-фантаста, основоположника жанра космической живописи. Увлечение Андрея космосом неслучайно — его отец был в числе конструкторов сооружений Байконура. А с 1965 года художник начал работать с Алексеем Леоновым — летчиком-космонавтом, первым в мире человеком, вышедшим в открытый космос, который также писал космические сюжеты.
«Леонов передавал неземные виды и фантастическую палитру, которую он наблюдал собственными глазами из иллюминатора космического корабля. На борт он брал цветные карандаши, так что в основе многих работ лежат этюды, сделанные с натуры», — пишет журнал «Ленинская искра» в статье, посвященной 60-летию первого полета человека в космос.
В результате совместного творчества появилось множество документальных работ, часть из которых была перенесена на открытки. Все рисунки демонстрируют красоту небесных просторов и далеких галактик, старт ракет и звездолетов.
Одновременно с этим расширяются и полиграфические возможности: отдельные элементы на открытках становятся выпуклыми и блестящими благодаря тиснению и фольгированию. Для печати активно используются фотографии. Карточки с изображением космонавтов становятся желанным подарком и необыкновенной ценностью. Они — дань уважения советскому человеку, покорившему космос.
1970-е гг.
Память о важных событиях
Одна из основных функций советской открытки — сохранение памяти о важных для страны событий. Прославлялись технические достижения СССР: строительство Байкало-Амурской магистрали, ледоколов, развитие авиации. Так, в 1975 году в эксплуатацию запускают сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. И вот художники «модернизируют» образ Деда Мороза. Теперь он развозит подарки не на санях, запряженных тремя лошадьми, а на современных летательных аппаратах. В новых сюжетах главный символ Нового года примеряет на себя разные профессии.
«Советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту и прочее. Руки у него постоянно заняты делом», — замечает известный коллекционер открыток Евгений Иванов.
Одновременно с этим расширяется и тематика поздравительных карточек. Все чаще появляются спортсмены на лыжне или молодые люди, встречающие Новый год в ресторане. Нередко художники рисуют натюрморты: богато накрытый праздничный стол, фрукты, шоколадные конфеты, хрустальные бокалы с шампанским. Однако с введением «сухого» закона алкоголь все же исчезает с полотен открыток.
1980-е гг.
От олимпийского Мишки к фотографиям
19 июля 1980 года в СССР стартовали Летние Олимпийские игры. Грандиозное событие международного масштаба объединило атлетов из 80 стран. «Пиар-кампания» спортивных состязаний началась еще в 1979: около семидесяти миллионов открыток с изображением Олимпийского Мишки было выпущено в преддверии Нового года.
Талисман соревнований катался на лыжах, наряжал елку, развозил подарки с Дедом Морозом, встречал иностранных гостей хлебом и солью, позируя на фоне матрешек.
Сменились тематические приоритеты. Изображение технических достижений страны — популярное направление из 1970-х — теперь отошло на второй план. На открытки возвращают зверят, персонажей известных мультфильмов. Продолжается работа в жанрах натюрморта и пейзажа. Зимний лес становится самостоятельным сюжетом. Художники обращаются к русскому фольклору, успешно осваивая стиль палехской лаковой миниатюры.
Емеля — герой русских народных сказок — на новогодней открытке в стиле Палех. Художник: Константин Бокарев, 1980 г.
Со временем рисованные карточки постепенно вытесняют фото — на них запечатлены горящие свечи, еловые ветви, блестящие шары, мишура и серпантин. Стиль открыток стремится к минимализму.
1990-е гг.
на пути к цифровым открыткам
Девяностые годы вошли в историю нашей страны как одни из самых сложных. Экономические потрясения сопровождались серьезным идеологическим кризисом. Однако старая добрая традиция обмениваться новогодними открытками сохранялась вплоть до конца десятилетия. Впрочем, сейчас Почта России уже не советовала отправлять поздравительные карточки заблаговременно.
Создаются специализированные издательства по производству открыток. На прилавках киосков появляется огромный ассортимент ярких красочных карточек: сюжеты придумывали современные художники, а также копировали с дореволюционных открыток. Популярными становятся карточки с готовыми стихами-поздравлениями. В моду также входят изображения животных — символов китайского Нового года.
Открытка «С Новым Годом!». Художник: Владимир Зарубин, 1990 г.
Традиция отмечать Рождество 7 января получила статус праздничного нерабочего дня в 1990 году — это отразилось и на производстве открыток. Надписи на них гласили: «С Рождеством Христовым!» и «С Рождеством и Новым годом!».
Активное развитие информационных технологий способствовало появлению цифровых открыток. В 1998 году в России появился сервис бесплатной электронной почты Mail.ru — так люди оставили бумажные послания и перешли в интернет.
Наши дни
Цифровые мессенджеры VS почтовые открытки
Сегодня в мире технологий и скоростной связи почтовые открытки стали скорее приятным исключением, чем правилом. Ну кто сейчас пишет поздравления от руки, если есть электронные письма, мессенджеры и голосовые сообщения?
Однако не стоит сбрасывать почтовые открытки со счетов! Ведь теперь это не просто картонки с надписью «С Новым Годом!», это настоящие произведения искусства. Ручная работа, кусочки ткани, блестки, сухоцветы, ленточки – что только не используется для создания поздравительных шедевров! Такие открытки живут дольше, ведь разве кто-то выбросит открытку, в которую вложено столько старания и тепла?
Создавать своими руками открытки также приятно, как их получать. Есть в этом что-то настоящее, очень искреннее и трогательное. Так приятно, открыв почтовый ящик, увидеть там не только рекламные буклеты и счета за коммунальные услуги, но и открытку, подписанную собственноручно и отправленную издалека другом. С этим не сможет сравниться никакая рассылка в мессенджерах.
Кроме того, в последнее время все большую популярность набирает посткроссинг — это рандомный обмен открытками по всему миру. И хотя сейчас существует множество способов отправить сообщение за считанные секунды, любителей обмениваться почтовыми карточками с текстом, написанным от руки, становится год от года все больше. Особенно приятно получать весточки под Новый год, от этого праздник становится еще более удивительным.
Открытка идет не одну неделю, и увидеть ее в почтовом ящике намного приятнее, чем прочитать обычное сообщение. В этом есть какое-то волшебство: ты никогда не знаешь, какая открытка тебе придет, от кого, с каким содержанием, пока не откроешь почтовый ящик и не достанешь ее оттуда. К тому же, электронное письмо со временем затеряется в потоке сотен таких же, а открытку можно хранить и перечитывать.
Для посткроссинга пользуются этим сайтом. После регистрации и заполнения профиля можно получить доступ к адресам случайных людей, а им станет доступен ваш адрес.
Открытка сотруднику АГПЗ. Фото: личный архив Александра Убоговича
Недавно Александр Убогович, ведущий инженер-программист отдела сопровождения эксплуатации и развития локальных ИУС Астраханского ГПЗ, получил самую настоящую открытку: «Друзья отдыхали в Калининграде. Увидели открытки и решили мне отправить. Позвонили, спросили адрес. Я как-то не предал этому значения. Но когда спустя какое-то время достал открытку из почтового ящика, очень удивился! Получился приятный сюрприз. Это живое, можно потрогать. Цифровые технологии — это хорошо, но нет того тепла, как от почтовой открытки. В детстве мои родители получали много открыток из Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга — в основном с поздравлениями к Новому году. В тренде были изображения с достопримечательностями городов. Меня же больше всего интересовали марки. Я их аккуратно отдирал и хранил. Верю, что традиция почтовых отправлений возродится».
Недавно Александр Убогович, ведущий инженер-программист отдела сопровождения эксплуатации и развития локальных ИУС Астраханского ГПЗ, получил самую настоящую открытку
— Друзья отдыхали в Калининграде. Увидели открытки и решили мне отправить. Позвонили, спросили адрес. Я как-то не предал этому значения. Но когда спустя какое-то время достал открытку из почтового ящика, очень удивился! Получился приятный сюрприз. Это живое, можно потрогать. Цифровые технологии — это хорошо, но нет того тепла, как от почтовой открытки.

В детстве мои родители получали много открыток из Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга — в основном с поздравлениями к Новому году. В тренде были изображения с достопримечательностями городов. Меня же больше всего интересовали марки. Я их аккуратно отдирал и хранил. Верю, что традиция почтовых отправлений возродится.
Наши дни
Почта «Газпром переработка»
После рассказов о глобальном посткроссинге обратимся к инновационному подходу в переосмыслении традиции отправления открыток. Уже два года компания «Газпром переработка» реализует уникальный проект — «Почта «Газпром переработка». Эта инициатива о том, как классическая форма поздравительных открыток может адаптироваться к современному технологическому миру, оставаясь близкой и человечной.
Впервые проект был презентован на Петербургском международном газовом форуме в 2023 году. Серия из пяти почтовых открыток и первая памятная марка, посвященная становлению газоперерабатывающей отрасли, стали результатом творческого эксперимента. С помощью нейросетей были созданы изображения, вдохновленные рабочими профессиями предприятия. Четыре нейроприложения, которыми пользовалась команда проекта, придали открыткам футуристический вид, а финальная ретушь художника завершила работы, добавив им теплоты и индивидуальности.
В марте 2023 года проект был презентован в Экологическом лагере ПАО «Газпром». Каждый желающий мог подписать открытку и отправить ее своим родным. Более 250 бумажных «приветов» разлетелись во все уголки страны. Также оригинальные почтовые открытки «Газпром переработки» заполнили гости специального кинопоказа корпоративных короткометражных фильмов «Человек Севера», который проходил в кинотеатре «Ленфильм».
А в 2024 году проект был масштабирован за счет увеличения количества открыток и вновь представлен на Петербургском международном газовом форуме.
Почта «Газпром переработки» открывает новые грани профессиональной эстетики и вдохновляет сохранять традиции, даже когда формы их воплощения меняются. Эти открытки — не просто поздравления, а современная интерпретация того, как искусственный интеллект и человеческое воображение могут создать что-то особенное, настоящее, памятное.
корпоративная газета
выпуск 12 (210) дек 2024
архив электронных номеров