корпоративная газета
Выпуск №8 (181) сентябрь 2022
Один день сменного мастера Наиля Хафизуллина
специальный
проект
специальный
проект
05:30
23:00
05:30
23:00
Наиль Минневакифович Хафизуллин — сменный мастер производства № 6 получения элементарной серы и отгрузки товарной продукции на Астраханском газоперерабатывающем заводе.
Наиль Минневакифович Хафизуллин на Астраханском газоперерабатывающем заводе. Фото: Наталья Щепалина
Утро астраханских газовиков начинается с дороги на завод. На рабочем автобусе с десятком других заводчан по одному и тому же маршруту два раза в день — утром и вечером. Каждый работник знает этот путь досконально.
Среди них — Наиль Минневакифович Хафизуллин. Больше трех десятилетий он трудится на Астраханском газоперерабатывающем заводе. Каждое рабочее утро начинается в 05:30 с многолетней привычки — холодного душа, который дает заряд бодрости и прилив сил. В 05:55 надо выходить из дома — на автобусную остановку, в 06:15 отправление корпоративного транспорта, строго по расписанию, минута в минуту. Опоздать никак нельзя, другого автобуса уже не будет.
«В Астрахань я приехал в 1986 году, сразу после окончания института, — вспоминает Наиль Минневакифович. — Молодым выпускником устроился на завод, перед самым пуском. С тех пор вся жизнь как один день».
Наиль Минневакифович Хафизуллин — сменный мастер производства № 6 получения элементарной серы и отгрузки товарной продукции. Трудовой путь начал с должности машиниста технологических компрессоров производства № 5. С 1987 по 1992 гг. работал механиком, оператором, начальником установки на производстве № 2. Потом семь лет — на производстве № 3. И вот уже более 20 лет — сменным мастером на одном из сложных участков Астраханского газоперерабатывающего завода — производстве № 6, где готовая продукция ежедневно производится и отправляется в различные пункты назначения.
Работа тяжелая и ответственная. Поэтому важно, как начинается утро. Путь до рабочего места — одна из составляющих хорошего начала дня.
Чтобы добраться из областного центра до Астраханского газоперерабатывающего завода, требуется 1−1,5 часа. Трасса федерального значения достаточно комфортная. По пути маршрута автобусы пересекают много водных преград, через которые давно уже построены мосты.
«В 1986 году на работу добирались не так быстро, конечно, — рассказывает Наиль. — Например, река Бузан в ширину больше километра. Переправиться через нее можно было только на пароме. Автобусы доезжали до реки, персонал пересаживался на паром, на другой стороне снова садились в автобус. И так — каждый день, вне зависимости от погодных условий. Мост построили только через год, как я устроился, в 1987 году. Сейчас другое дело — быстро и комфортно».
В 07:30–07:40 Наиль проходит через контрольно-пропускной пункт на территорию установки 250, торопится переодеться. Без спецодежды на объекте никак — рядом склады серы и серная пыль. Надо быстрее принять смену — от информации, которую получит Наиль, зависит план работы на смену, взаимодействие с коллегами и всего производства в целом.
«В июле горячая пора — полным ходом идет отгрузка готовой продукции как железнодорожным, так и водным транспортом. С утра вопросов много. Сменщик докладывает, сколько должно поступить серы. Я рассчитываю количество техники под отгрузку. Звоню мастеру транспортного цеха, который детально знает техническое состояние транспорта на текущий момент. К восьми утра понимаю — сколько машин уже вышло на линию, сколько в ремонте».
Наиль Минневакифович Хафизуллин на связи с персоналом в любое время. Фото: Наталья Щепалина
Экскаваторы, самосвалы и контейнеровозы приступают к работе с восьми утра. Одновременно на объекте могут работать около сорока единиц техники. Мастеру надо выписать наряды-допуски на каждого работника транспортного цеха по работам повышенной опасности. Сера — легковоспламеняющийся продукт. Причиной возгорания может стать любое трение, особенно в условиях аномальной жары в Астрахани. Каждую машину после выезда с серной карты обдувают, чтобы снять остатки серной пыли, замывают колеса, взвешивают, и только после этого транспорт отправляют в пункт назначения.
«Моя задача — не допускать пробок и скопления транспорта. Любой груз уходит с сопроводительной документацией. Где-то часов в девять надо на весовую. Везде пешком. Расстояние большое. Если повезет, то можно заскочить в „поливомойку“. Она сбрызгивает все дороги. Представьте — 20 самосвалов, 20 контейнеров. Постоянное движение. Температура в тени плюс 40. Чуть резко тормознул, и может вспыхнуть. Так что „поливомойка“ — подспорье, чтобы доехать побыстрее, немного сэкономить время. Завожу рабочему бумагу. Уходит где-то полторы пачки за смену. Проверяю, есть ли питьевая вода, работает ли кондиционер. На каждую машину распечатывается пять экземпляров документации. Подписываю. И всё это — за час с небольшим рабочего времени».
«Поливомойка»
Cпециальная техника для смачивания серы водой для предотвращения возгорания.
В сутки производится около 3,5 тысяч тонн, за двенадцатичасовую смену Наилю необходимо организовать отгрузку около 1,7 тысяч тонн. Сбои по выполнению производственных показателей не допускаются.
Кроме серных карт и открытых складов хранения серы, в ведении Наиля еще два объекта — ремонтно-механический участок и установка Enersul. После распределения транспортных потоков, около десяти утра, мастер приходит в операторные установки. Проводит инструктаж персонала, проверяет готовность к смене, обозначает текущие задачи, обсуждает проблемные ситуации.
Наиль Минневакифович Хафизуллин за работой в операторной. Фото: Наталья Щепалина
«Так время проходит до обеда. Да его толком и нет. Забежал, на ходу перекусил. Достаточно минут тридцать. Стараюсь обедать, когда техника останавливается. Обед беру всегда с собой. В буфет ходить неудобно. Надо дойти до КПП, выйти, дойти до буфета, потом обратно. Теряется много времени».
Дальше начинается взаимодействие с ООО «Газпромтранс» по загрузке железнодорожных составов, в каждом из которых 15 вагонов. На смену Наиля приходится заполнение двух-трех составов. В каждый вагон подается количество продукции согласно определенной дозировке, проходит взвешивание, зачистка от пыли, оформление материального пропуска и сопроводительной документации. В течение всей смены Наиль следит за розливом жидкой серы и разработкой серных карт.
«Обязательно проверяю качество продукции. Если придет рекламация, то последует наказание, и не мне одному. Сера должна уходить потребителю в соответствии с ГОСТами и стандартами. Организую заявки в центральную заводскую лабораторию. Лаборантки берут пробы, делают анализы. Начальник установки говорит, с каких карт брать пробы. Потом подтверждают соответствие готового продукта качественным характеристикам.
Во время загрузки вагонов я должен пойти посмотреть — не попала ли грязная сера в забой. Загрузили, взвесили, обдули, затентовали. Выписываю материальный пропуск. Мало того - на каждом экземпляре надо собственноручно написать "Под тентами посторонних предметов нет". На это уходит время. В любую свободную минутку готовлю шаблон пропуска. Операторам остается указать номер тепловоза и подпись.
Когда моя смена совпадает с работой дневного персонала, то немного легче, конечно. Много работников ИТР. А вот если суббота или воскресенье, то тут дел прибавляется.
После обеда чуть легче. Каждый знает свою работу, подается очередной состав. Помимо погрузки есть «киповские» вопросы, по электрике. Где-то что-то зависло — все вопросы на мастере. Днем легче — начальник установки помогает. После 17:00 действуем самостоятельно».
Наиль Минневакифович Хафизуллин на Астраханском газоперерабатывающем заводе. Фото: Наталья Щепалина
«Любой механизм ломается не вдруг. Всегда даст о себе знать — заскрипит, застучит, зашумит. Главное, это вовремя услышать», — рассказывает Наиль Минневакифович. На этом опасном производственном объекте и оборудование требует к себе особого отношения. В случае перегрева также возможно возгорание. Во избежание этого вызывается специальная техника для охлаждения.
Задача мастера — обеспечить остановку оборудования, разбор электросхемы, проведение работ. Все это занимает от 1,5 до 2 часов. И график составляется таким образом, чтобы это не отразилось на отгрузке продукции и отправке контейнеровозов и вагонов.
А сколько приходится общаться с персоналом на юридические, бытовые, политические темы… В подчинении у Наиля около 30 человек, и к каждому у него есть свой индивидуальный подход. В ответ многие доверительно спрашивают мнения мастера по разным житейским вопросам, часто просят совета и помощи.
«Надо продумывать каждую смену, просчитывать на опережение. И мне это удается. В свое время увлекался шахматами. Это и наука, и искусство, и аналитика. Помогает мыслить логически. Правильно спланированное время — это уже половина успеха».
У нашего героя есть свое любимое на заводе место. С него видно всё как на ладони: и башни, и контейнеры, и экскаваторы, и серные карты. Осматривая объекты родной установки, он каждый раз осознает, как любит свою работу. Называет ее живой, не кабинетной. Убедившись с высоты, что всё в порядке, можно и домой. Снова в автобус — по знакомому маршруту, к родным и близким, которые ждут дома.
Кстати, герой нашего дня — в этом году юбиляр: отмечает 60-летие. Считает публикацию своего рода подарком. Ведь не часто удается рассказать о себе, любимой работе и хоть о малом, но вкладе в общее дело газовой отрасли.
Сменный мастер на АГПЗ — ключевая фигура любой установки, цеха, участка. Под его руководством трудятся более 30 человек. Такая ответственность лежит и на плечах Наиля Минневакифовича.
Спецпроект «Один день»
Еще один замечательный день
Над материалом работала
Наталья Щепалина — текст и фотографии
корпоративная газета «переработка»
Выпуск 8 (181) сентябрь 2022