На Заводе по подготовке конденсата к транспорту специалисты получают топливо для реактивных двигателей. Первая партия топлива — 65 тонн — была отгружена с новоуренгойского завода 19 февраля 2013 года в аэропорт города Кургана.
Из-под земли до облаков!
Путь авиатоплива
Из-под земли до облаков!
Операторная УСК ЗПКТ
В недрах Земли скрыты несметные богатства. Компания «Газпром» научилась их не только добывать, но и преобразовывать в жизненно необходимую продукцию, которую используют люди во всем мире. Например, на Заводе по подготовке конденсата к транспорту «Газпром переработки» специалисты получают топливо для реактивных двигателей. Первая партия топлива — 65 тонн — была отгружена с новоуренгойского завода 19 февраля 2013 года в аэропорт города Кургана.
Завод по подготовке кондесата к транспорту
научная магия
Прежде чем авиатопливо попадет в баки самолетов, ему предстоит пройти долгий путь. Он начинается с многочисленных скважин Заполярного, Ямбургского и Уренгойского месторождений, где добывают углеводородное сырье.
Зал колонного оборудования УСК
На ЗПКТ авиатопливо производят из нестабильного конденсата валанжинских залежей. Его вместе с природным газом извлекают из недр добычные подразделения «Газпрома». Добытое углеводородное сырье — нефтегазоконденсатная смесь — сначала подается на установку комплексной подготовки газа, где отделяют жидкую часть. Полученный нестабильный конденсат — это смесь углеводородов из тяжелых, средних и легких компонентов. Этот «коктейль» можно сравнить с газированной нефтью. Чтобы ее перерабатывать, нужно удалить легкие компоненты. Для этого нестабильный конденсат по конденсатопроводу транспортируется на ЗПКТ. Поступив на завод, конденсат прямиком попадает на замерный узел, где проходит учет. Чтобы стать топливом с необходимым качеством, ему нужно пройти несколько этапов перегонки на разных установках. Это настоящая магия, однако одного взмаха волшебной палочки здесь недостаточно — процесс производства сложный и выполняется в несколько этапов.
Сначала в дело вступает установка стабилизации конденсата — здесь компоненты отделяют друг от друга. С задачей справляется специальное оборудование — это сепараторы, ректификационные колонны, технологические печи, насосные агрегаты, которые под управлением и контролем оперативного персонала в соответствии с техническим заданием и производят разгонку на отдельные фракции. Установка стабилизации конденсата может перерабатывать до 1,3 млн тонн сырья в год.
— Мы создаем основу для будущего авиационного топлива. На установке стабилизации конденсата получаем стабильный конденсат. Это промежуточный продукт, который идет дальше на переработку, — рассказывает начальник УСК Ильмир Гарейшин.
На следующем этапе стабильный конденсат подается на установку получения дизельного топлива первой и второй очереди. Здесь проходит его дальнейшее преобразование. В ректификационных колоннах при температуре в 260 градусов происходит деление на фракции — дизельную и керосиновую. Это и есть финальная часть получения авиатоплива. Кстати, на этой же установке можно производить и дизельное топливо для автомобилей.
— Получение дизельного либо авиатоплива зависит от технологического режима работы установки. И только благодаря соблюдению оперативным персоналом заданных параметров — давления, температуры, орошения и многих других, достигается нужный результат. Кстати, требования к показателям качества топлива марки ТС-1 довольно жесткие, это связано со спецификой воздушного транспорта, — объясняет начальник установки получения дизельного топлива Алексей Джумайло.
Завод по подготовке кондесата к транспорту
8 тысяч тонн полетов
Завершающий этап технологического процесса — перекачка готовой продукции в специальные резервуары промежуточного хранения. Здесь топливо подвергается тщательному анализу, оно должно соответствовать действующему ГОСТу.
Только после получения положительных результатов аналитического контроля ТС-1 подается в резервуар товарной продукции. Каждую партию авиатоплива лично принимает представитель Министерства обороны РФ.
После получения паспорта качества топливо отгружается в подготовленные для перевозки автоцистерны и отправляется к потребителям. За последние семь месяцев на Заводе по подготовке конденсата к транспорту было выработано и отгружено потребителям более восьми тысяч тонн топлива для воздушных судов. Этого объема хватило на сотни перелетов. Добавим немного статистики: в среднем за два часа пассажирский самолет расходует более 10 тонн керосина, аналогичный объем ТС-1 за это же время можно получить на одной установке подготовки дизельного топлива.
Мы рассказали, какой путь проходят углеводороды из недр земли на высоту в десяток километров. Так, благодаря самоотверженному труду нескольких сотен производственников, работающих на Крайнем Севере, у людей появляется возможность путешествовать по России и миру.
Над материалом работал
Альберт Хисматуллин
дарим приз за безопасность
Бог создал человека, но не создал к нему запасных частей.
Выпуск приурочен ко Дню работника нефтяной и газовой промышленности. Рассказываем о работе и увлечениях, открываем тайны производства продуктов и проверяем знание ТБ.