Павел Зубов, заместитель начальника производства моторных топлив ЗСК, рассказывает о том, как деэтанизированный конденсат становится автомобильным бензином и попадает с завода к потребителю.
С чего начинается топливо?
Путь моторного топлива
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТОПЛИВО?
Павел Зубов у начала пути деэтанизированного конденсата по Сургутскому ЗСК
Проделав многокилометровый путь, «белая нефть» поступает с северных месторождений на Завод по подготовке конденсата к транспорту, где становится деэтанизированным конденсатом. Это начало истории о рождении одного из видов моторного топлива — автомобильного бензина. Продолжит рассказ Павел Зубов, заместитель начальника производства моторных топлив Завода по стабилизации конденсата.
Сургутский ЗСК
2000 км по пути к стабилизации
После деэтанизации (удаления легких газов) на ЗПКТ конденсат становится сырьем для Сургутского ЗСК, где он проходит дальнейшую переработку. Оба предприятия работают в тесной связке в круглогодичном режиме.
По дороге из Нового Уренгоя в Сургут сырье преодолевает более двух тысяч километров по двухниточному конденсатопроводу. Сургутский завод ежесуточно принимает порядка 35 тысяч тонн деэтанизированного конденсата. Это жидкость чайного цвета, похожая на нефть. Состав сырья постоянно меняется: в нем присутствует больше или меньше тяжелых компонентов, что влияет на качество и цвет. Кстати, в уренгойском конденсате мало серы и, соответственно, он сравнительно легок в переработке. А вот бензиновой, дизельной и керосиновой фракции в исходном сырье много. Именно эти особенности стали предпосылкой для строительства на базе Завода по стабилизации конденсата крупнотоннажного производства моторных топлив.
Павел Зубов на территории сырьевого резервуарного парка
Сырье поступает в резервуарные парки производства № 1 (первичных процессов) для отстаивания от водометанольной смеси. Затем на установках стабилизации конденсата методом ректификации, то есть перегонки, его разделяют на фракции: сбросной газ, широкую фракцию легких углеводородов и стабильный конденсат. Установки стабилизации суммарно могут переработать 12 млн тонн сырья в год. По сути это большие «кипятильники», где с помощью нагрева из смеси выгоняют легкие компоненты.
Конденсат становится стабильным после выделения легких компонентов, он менее «газирован» и имеет меньшее давление насыщенных паров. Нас интересует именно стабильный конденсат, так как он является ключевым продуктом и, в свою очередь, сырьем для выпуска моторного топлива.
Павел Зубов рядом с установкой моторных топлив
Далее стабильный конденсат по межцеховым трубопроводам поступает на объекты производства № 2 (вторичных процессов). Сначала он подается на установку моторных топлив, производительностью 4 млн тонн в год по сырью. Технологическое назначение установки — разделение поступающего стабильного конденсата на сырьевые фракции для производства автомобильных бензинов, дизельного топлива, топлива для реактивных двигателей, а также легкого дистиллята газового конденсата, который поставляется на предприятия в разные страны для нефтехимических процессов.
Сургутский ЗСК
ОТ аи-55 к аи-95
Итак, мы получили основу будущего автомобильного бензина — бензиновую фракцию, которая содержит наиболее ценные высокооктановые компоненты. Но октановое число в этом продукте недостаточно высокое — всего 55 пунктов.
Представьте, что вы приехали на заправочную станцию, где вам предлагают залить в автомобильный бак бензин АИ-55. Будете таким заправляться? Конечно, нет!
Для получения высокооктановых автобензинов, качественного дизельного топлива и авиатоплива на заводе построен комплекс по облагораживаю моторных топлив, производительностью по компонентам бензина около 1 млн тонн в год. Комплекс стал первым и крупнейшим объектом переработки конденсата в Западной Сибири, дав Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, небывалые возможности для экономического роста. С его вводом в 2002 году регион стал весомым игроком на рынке моторных топлив и теперь имеет возможность не только закрывать свои потребности, но и обеспечивать соседей.
Павел Зубов на территории комплекса по облагораживанию моторных топлив
Дальнейший путь бензиновой фракции проходит через секции комплекса по облагораживанию моторных топлив, где начинается «химия». В реакторе секции гидроочистки при температуре 280°С и давлении 23 кГс/см2 фракция проходит через катализатор, который ускоряет процессы облагораживания. Она доочищается от нежелательных соединений, которые могут отравить катализатор последующих процессов и ухудшить экологические свойства топлив.
В операторной комплекса по облагораживанию моторных топлив
Очищенная бензиновая фракция подается на секцию каталитического риформинга. Здесь, в слоях еще одного катализатора при температуре уже в 500°С и давлении в 20 раз больше атмосферного, октановое число повышается с 55 до 96 пунктов.
Почему высокий октан так важен? Потому, что это — основная характеристика бензина, которая отражает его эксплуатационные свойства. Чем выше октан — тем лучше!
В результате риформинга получается продукт под названием «стабильный катализат». Это основной компонент для получения автомобильных бензинов. Далее по трубопроводу он направляется для участия в финальной стадии получения автомобильного топлива — на узел смешения.
Узел смешения бензинов
Узел смешения — место встречи всех компонентов производства автомобильного бензина. Для марки АИ-95-К5 их пять. Они отвечают за пусковые свойства моторного топлива, увеличивают полноту сгорания бензина и его детонационную устойчивость.
Все компоненты смешиваются в единый поток, рецептуру которого рассчитывают технологи производства моторных топлив совместно с начальниками смены службы главного технолога завода. На всех этапах производства топлива качество сырья и промежуточных продуктов отслеживают работники Центральной заводской лаборатории. А количество вырабатываемого бензина согласовывает производственно-диспетчерская служба.
Определение фракционного состава бензина в Центральной заводской лаборатории
Полученный автомобильный бензин подается в резервуары цеха отгрузки готовой продукции производства № 3. Здесь свежевыпущенная партия топлива проходит паспортизацию, подтверждая соответствие всем требованиям ГОСТ 32 513–2013 и наивысшему экологическому классу К5 технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Отгрузка автобензина железнодорожным транспортом
Далее паспортизированная партия автомобильного бензина отправляется к своим потребителям из 76 регионов страны. За последние пять лет наибольший объем по железной дороге отгружается в Башкортостан, Бурятию, Татарстан, Дагестан, Ингушетию, Карелию, Приморский и Хабаровский края. Значительная часть топлива остается в Югре и Тюменской области и отправляется на дальние и ближние промыслы газодобывающих и газотранспортных предприятий ПАО «Газпром». Для ближних потребителей топливо отгружается автомобильным транспортом.
Отгрузка автобензина автомобильным транспортом
Автобензин — энергоноситель для большинства автомобилей в мире. В 2020 году на бензин приходилось более 50% всех используемых углеводородов. Дизельное составляло 20%, а керосин — только 8%.
Над материалом работали:
Марина Чурилова, Павел Зубов
дарим приз за безопасность
Бог создал человека, но не создал к нему запасных частей.
Выпуск приурочен ко Дню работника нефтяной и газовой промышленности. Рассказываем о работе и увлечениях, открываем тайны производства продуктов и проверяем знание ТБ.