Отмечаем День работников нефтяной и газовой промышленности в год семьи. Делимся историями и поздравлениями.
корпоративная газета
выпуск 8 (206) август 2024
один день
Отдела сбыта
Выпуск 8 (206)
(третий сезон)
Александр Шумай
Автор фотографий
Марина Чурилова
Автор материала
Завод по стабилизации конденсата играет важную роль в обеспечении жителей разными видами топлива, а предприятий нефтехимии — сырьём. Организацией отгрузки на заводе занимается отдел сбыта.
Работа ведётся по договорам ПАО «Газпром» с операторами внутреннего и внешнего рынков, а также с предприятиями нефтехимии. Также сбытовики постоянно ищут пути совершенствования процессов. С начала года на счету отдела 17 внедренных идей по оптимизации информационных систем.
Отдел сбыта
Всё отправляем потребителям
Завод по стабилизации конденсата пусть и не самый крупный по меркам нефтегазового комплекса, но играет важную роль в экономике страны. В том числе в обеспечении жителей разными видами топлива, а предприятий нефтехимии — сырьём. Завод входит в состав масштабного технологического комплекса предприятий ПАО «Газпром» по добыче, транспорту и переработке углеродного сырья в Западной Сибири. Устойчивая работа комплекса во многом зависит от бесперебойной отгрузки готовой продукции Сургутского ЗСК — стабильного конденсата, сжиженных углеводородных газов, моторного топлива и других видов.
Ежесуточно в сырьевые парки завода поступает более 30 тысяч тонн нефтегазоконденсатной смеси, а в товарные — столько же продукции, готовой к отгрузке. Этот процесс непрерывен, и любые отклонения могут повлиять на всю производственную цепочку. Объём товарной продукции напрямую связан не только с количеством, но и с составом сырья, который меняется динамично, как погода в Сургутском районе. Такой же непредсказуемой часто бывает и отгрузка.
На заводе её организацией и планированием занимается отдел сбыта. Работа ведётся по договорам ПАО «Газпром» с операторами внутреннего и внешнего рынков, а также с предприятиями нефтехимии и дочерними обществами газового холдинга.
Резервуары цеха отгрузки готовой продукции. Фото: Александр Шумай
Отдел сбыта
Утро начинается… с отгрузки
Рабочий день у некоторых сотрудников отдела начинается в половине восьмого. В списке утренних дел — анализ отгрузки за прошедшие сутки и оценка ресурсов на сегодня. Чашка любимого кофе у экономиста по сбыту обычно остывает на краю стола — до планёрки нужно проверить сообщения в электронной почте, накопившиеся за ночь из-за разницы во времени. Это заявки покупателей, сводки с пунктов налива, возможные сообщения с сайта компании от грузополучателей. Параллельно идёт работа в информационных системах: поступающие непрерывно первичные данные необходимо проверить и подтвердить для дальнейшей передачи на уровень выше — в администрацию «Газпром переработки» и в управления и департаменты ПАО «Газпром».
Оценив сложившуюся обстановку, в отделе начинается планирование отгрузки на ближайшие три дня: обработка и регистрация заявок покупателей, формирование и направление грузоотправителю — компании «Газпромтранс» заявки на подачу вагонов-цистерн, анализ ограничивающих факторов, формирование графиков по видам продукции и отгрузки.
В 9:00 — короткая планёрка у заместителя директора по сбыту. На совещании обсуждается картина прошедшего дня, актуализируются задачи. И это только первые 30 рабочих минут! В отделе уверены, что продуктивность этой утренней получасовки — одна из составляющих хорошего дня.
Работа в цехе по отгрузке товарной продукции. Фото: Александр Шумай
Отдел сбыта
О команде
Пока идёт сосредоточенная работа, расскажем подробнее о наших героях. Отдел сбыта — молодая и дружная команда профессионалов. Здесь работают энергичные, креативные сотрудники, готовые поддержать друг друга словом и делом. В каждом из них сочетается широта мысли и инженерная смекалка, эрудиция и жажда деятельности, умение работать в условиях многозадачности и добиваться результата. В общем — сильный коллектив, способный к эффективному и творческому взаимодействию. Отдел начинался с пяти человек, а сегодня увеличился до 14 — пропорционально росту возложенных на подразделение задач. Работа предусматривает полную самоотдачу, часто в авральном графике, со связью в режиме 24/7.
Отдел сбыта
Работаем с размахом
Объемы перерабатываемого сырья на Сургутском ЗСК увеличиваются в плановом порядке, соответственно, растёт и отгрузка. Российские и зарубежные потребители ежегодно получают более 10 млн тонн товарной продукции. Завод не только в значительной степени закрывает потребности Югры (62% автобензинов и 40% дизельного топлива), но и снабжает многих «соседей». Предприятие находится на пересечении основных транспортных магистралей региона: железнодорожной (Тюмень — Новый Уренгой) и водной (по реке Обь). Готовая продукция отгружается трубопроводным, железнодорожным, автомобильным транспортом и танкерами класса «река-море». От ЗСК тянутся подземные магистрали в систему нефтепровода ПАО «Транснефть», а также на нефтехимические производства Тобольского комплекса ПАО «Сибур».
Номенклатура товарной продукции Сургутского ЗСК в 2023 году
Конденсат газовый стабильный (нефть) — 22,1%
Фракция бутановая, марка А, Б, В, бутан технический — 5,1%
Пропан марки ПА и ПТ — 3,9%
ШФЛУ марки А, Б — 12,8%
Дистиллят газового конденсата легкой марки А, Б, В, Г — 6,7%
Конденсат газовый стабильный 1, 2 группы — 23,3%
Топливо дизельное класса 5 — 7,7%
Метанол марки А, А1, Б — 0,1%
Бензин марки АИ-92-К5, бензин марки АИ-95-К5 — 12,3%
Пропан-бутан марки ПБА и ПБТ — 5,1%
Топливо для реактивных двигателей марки ТС-1 — 0,7%
Газ сбросной — 0,1%
Отдел сбыта
Спокойствие, только спокойствие!
В восемь часов по московскому времени для административного персонала завода наступает первый технологический перерыв и начинаются звонки из Санкт-Петербурга: срочно поставить в отгрузку пропан-бутан автомобильный для обеспечения полетов аэростатов на чемпионате России по воздухоплавательному спорту в Великих Луках; сообщить статус отгрузок специальной партии уникального низкотемпературного дизельного топлива с предельной температурой фильтруемости (-52 °С) для нужд северных районов республики Саха (Якутия)…
Операторы товарные на причале Сургутского ЗСК. Фото: Александр Шумай
Срочные вопросы и авральные ситуации не заканчиваются. Одновременно начинается обработка документов по отправке продукции железнодорожным транспортом: проверка и подтверждение корректности в информационной системе, передача в бухгалтерию завода для оформления счетов-фактур. Здесь любая задержка может привести к налоговым рискам предприятия. Параллельно в систему вносятся данные доверенностей на получение товарно-материальных ценностей водным и автомобильным транспортом. Эта работа также требует предельного внимания: при малейшей ошибке в системе отгрузка будет невозможна, а грузоотправителям придётся быть в ожидании дополнительное время. Кстати, по понедельникам документов поступает в разы больше с учётом работы в выходные дни.
Отдел сбыта
Это наша с тобой география
География поставок с Завода по стабилизации конденсата охватывает восемь федеральных округов страны. В последние годы расширены «северные горизонты»: топливо Сургутского ЗСК доставлялось на север Красноярского края, на берег Енисейского залива в самый северный поселок России — Диксон. В 2023 году продукция отправлялась в 74 региона России и экспортировалась в 15 стран мира. Каждый год на карте появляются дополнительные точки. Новыми экспортными направлениями стали Афганистан, Иран, Грузия, Объединённые Арабские Эмираты, Тунис, Турция. Реализована новая схема поставки углеводородов на экспорт через морской порт Козьмино с дальнейшей отгрузкой в страны Юго-Восточной Азии.
Основная доля поставок товарной продукции приходится на внутренний рынок (88,5%). Значительный объём направляется потребителям Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Доля Сургутского ЗСК в производстве автомобильных бензинов на внутреннем рынке составляет около 3%.
Отгрузки Сургутского Завода по стабилизации конденсата
54%
Железнодорожный транспорт
39%
Трубопроводный транспорт
6%
Автомобильный транспорт
1%
Водный транспорт
Часть продукции отгружается для дальнейшей переработки на нефтехимических комплексах Салавата, Тобольска, Нижнекамска и других. Значительная доля сжиженных углеводородных газов приходится на Южный (16,9%) и Уральский (15,4%) федеральный округа. Сжиженные газы используются в качестве топлива для автомобильного транспорта и коммунально-бытового потребления населением (баллонный ёмкостной газ). Доля рынка Сургутского ЗСК по этому виду товарной продукции в Российской Федерации составляет около 10%.
Отдел сбыта
Аналитики, коммуникаторы, технологи
Двухчасовая разница во времени с Москвой и Санкт-Петербургом, где работают кураторы и партнёры, сказывается на рабочем графике отдела. Иногда приходится обедать на рабочем месте и с телефоном в руках. В 13:00 в отдел обычно заходит сменный мастер товарно-сырьевой базы производства № 3 с огромной коробкой сопроводительных документов по отгрузкам автомобильным и водным транспортом, прокачкам по продуктопроводам за прошедшие сутки. Здесь же технические акты приема-передачи цистерн с железнодорожных эстакад. Сбытовикам предстоит обработка и учет документации в двух системах, проверка правильности заполнения заявок, внесение данных в специализированную программу.
Широкий ассортимент продукции Сургутского ЗСК требует от специалистов отдела сбыта не менее широкого спектра знаний, умений и навыков. Нужно быть не столько экономистом, сколько аналитиком, коммуникатором, психологом и технологом. Понимать тонкости производственного процесса в связке с отгрузкой — минимальное требования для сотрудника. Кроме того, нужно уметь ответить на специфический вопрос потребителя из любого уголка России, который может поступить в каждый момент.
Отгрузка дизельного топлива с заводского причала. Фото: Александр Шумай
Отдел сбыта
Завтра начинается сегодня
После 14:00 по электронной почте поступает новая партия заявок от покупателей. В это время в адрес единого оператора ПАО «Газпром» по реализации товарной продукции на территории РФ приходят результаты торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Заявки нужно обработать до 15.00, чтобы направить грузоотправителю план-задание на ближайшие три дня. Особенно важны заказы на углеводородные газы, ведь запас товарного парка по этому виду продукции всего сутки. Точная оценка ситуации обеспечивает своевременное информирование производственников для оперативной корректировки планов.
Кроме того, нужно проверить и успеть подписать первичную документацию за прошедшие сутки — больше 100 комплектов!
Отдел сбыта
Покой нам только снится
В 15:00 наступает время второго технологического перерыва, но до конца дня нужно успеть сформировать план-задание для перевозчика — компании «Газпромтранс». Сбытовики понимают, что от их оперативности зависит, закончится ли рабочий день у коллег вовремя. Параллельно согласовываются режимы и графики отгрузки с сотрудниками из производственно-диспетчерской службы завода, коллегами из «Газпром ГНП холдинг» и «Газпром переработки». Готовятся ежедневные сводки в центральное диспетчерское управление ТЭК.
Отдел сбыта
У меня зазвонил телефон…
Прилетело сообщение из «Газпромтранса»: компания РЖД ввела временный запрет отправки грузов на станцию назначения бутановой фракции. Что делать с продукцией? Парка хватит на сутки, а значит, нужно срочно решать вопрос отгрузки по другим направлениям. Параллельно ведётся работа с грузоотправителем по предоставлению вагонов для налива в качестве временного «парка на колесах». Ведь компания «Нижнекамскнефтехим» должна вовремя получить продукт для выпуска присадки. А её, в свою очередь, ждут заводы для производства автомобильных бензинов. Такая вот непростая логистика. Остаток дня напоминает начало. Те же задачи, которые ежедневно решает коллектив отдела.
«Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, — типовые, то есть рабочие. Мы научились выстраивать алгоритмы их устранения, коммуникации, оцениваем ситуацию и координируем действия между подразделениями завода и партнёрами. Но с учётом многообразия внешних и внутренних факторов, не всегда есть готовые решения „на все случаи жизни“, поэтому остаемся на работе до урегулирования возникшей проблемы. Бывают случаи, когда пропускается прием у врача или отменяется тренировка, семья ужинает не в полном составе… Но мы понимаем важность нашей работы — обеспечить в круглосуточном режиме отгрузку любыми путями, а значит, переработку сырья и выполнение производственной программы», — поясняют в коллективе.
Оформление документации на отгрузку автотранспортом. Фото: Александр Шумай
Бывают и особые, нестандартные ситуации, в которых найти решение особенно непросто. Обычно такие задачи «прилетают» к руководству отдела и экономистам по сбыту 1 категории с пометкой «надо вчера!».
«Наше производство и отгрузка сложны и взаимосвязаны, одно событие влечет за собой множество других. Внеплановые задачи (внутренние и от вышестоящих организаций) требуют новых, не всегда простых подходов. В решении таких задач особенно ярко проявляется сплоченность нашего коллектива, что очень ценно. Отдел живет в оперативном режиме, действует не по шаблону, выполняет поставленные задачи с учётом обеспечения производства. Мы понимаем насколько ответственна и значима наша работа, это часть масштабного производственного цикла, и в том числе от нас зависит, насколько качественным он будет», — подвела итоги дня начальник отдела Светлана Фот.
“
Отдел живет в оперативном режиме, действует не по шаблону, выполняет поставленные задачи с учётом обеспечения производства.
—Светлана Фот, начальник отдела сбыта
Отдел сбыта
В равновесии
Всё, о чем мы рассказали — лишь текущие ежедневные дела, а есть ещё и перспективные. Сбытовики постоянно ищут пути совершенствования и оптимизации процессов, а это ёмкая часть работы, которая также требует времени и внимания. С начала года на счету отдела 5 внедренных рационализаторских предложений и 12 технических заданий по оптимизации информационных систем.
Рабочий день закончен, но вся команда на связи круглосуточно. И тем не менее для наших героев жизнь не ограничивается рамками завода, они находят время для «перезагрузки». 40 минут в дороге и начинается совсем другая жизнь. Кто-то спешит домой к семье или друзьям, кто-то — на тренировку, кто-то — на базу, где, независимо от погоды, у проруби ждут друзья-моржи. Для других важно попасть на интеллектуальную игру, ведь команда рассчитывает на своего игрока, а её нельзя подвести. А кто-то просто доберётся до дивана и уснет, чтобы завтра проснуться в 5.30 и с новыми силами окунуться в круговорот любимой работы. Общее дело и интересы объединяют и семьи, помогают почувствовать себя в «одном строю». А всем вместе — ощутить себя частью большой семьи «Газпром переработка».
Цех отгрузки готовой продукции (товарно-сырьевая база). Фото: Александр Шумай