Корпоративное издание ООО «Газпром переработка»
Марина ЧУРИЛОВА
Созвездие переработки:
Ханты-мансийский автономный округ — ЮГРА
Первенец переработки в Западной Сибири
К середине 1960-х годов прошлого века на территории Среднего Приобья в результате долгих целенаправленных поисков были обнаружены колоссальные запасы нефти и газа. Последовавшее освоение природных богатств буквально перевернуло жизнь региона. В короткие сроки в Западной Сибири был заложен топливно-энергетический комплекс. Он не имел равных в стране и встал в один ряд с крупнейшими мировыми комплексами такого рода.
Семидесятые годы стали временем стремительного расцвета Западной Сибири и отечественного нефтегазового комплекса в целом. В беспрецедентно сжатые сроки усилиями тысяч нефтяников, газовиков, строителей была решена крупнейшая народнохозяйственная задача — с нуля, в тяжелейших климатических условиях при практически не изменившейся структуре капитальных вложений была создана энергетическая база, которая вывела нефтегазовый комплекс на совершенно иной уровень развития и сделала Советский Союз мировым лидером по добыче углеводородов.
В то время как старые сырьевые районы в силу объективных причин стали снижать добычу, Западная Сибирь смогла не только компенсировать эти потери, но и обеспечить невиданный в мировой практике прирост. Многочисленные научные дискуссии о развитии Западной Сибири позволили просчитать все «за» и «против» и принять, как показало время, абсолютно верное решение о форсированном выходе нефтяников и газовиков в Широтное Приобье, Югру и на Ямал. Страна смогла мобилизовать людей и средства для реализации этого эпохального народнохозяйственного проекта.
«Белая нефть» Уренгоя
Ещё в 1974 году Совет министров РСФСР определил этапы освоение природных богатств севера Тюменской области. Его основанием послужил неоценимый труд геологоразведчиков, прошедших суровую тайгу и непроходимые болота.
В первых проектах разработки и обустройства неокамских залежей Уренгоя полный комплекс подготовки и первичной переработки газового конденсата — жидкой смеси тяжелых углеводородов, выделяемых из природного газа при добыче, предусматривался на месторождениях. А Сургутский ЗСК предназначался только для стабилизации и подготовки к транспорту углеводородного сырья, предварительно деэтанизированного на Заводе по подготовке конденсата к транспорту. Полученные жидкие углеводороды планировалось отправлять на нефтехимические предприятия страны для дальнейшей переработки.
Но высокие темпы освоения Тюменского Севера требовали внедрения технологии производства моторного топлива на месте работы нефтяных и газовых промыслов. На основе мощностей по стабилизации углеводородного сырья Сургутского завода в кратчайшие сроки была создана и освоена технология производства зимнего газоконденсатного широкофракционного дизельного топлива (ГШЗ) по ТУ. Так заводчане впервые в Югре стали производить остродефицитный для северных территорий вид топлива из газового конденсата. «Дизельку» покупали подразделения ПО «Сургуттрансгаз», предприятия Сургута и Сургутского района.
Генеральный директор объединения Сургуттрансгаз Леонард Рафиков показывает министерской комиссии перспективную схему развития Сургутского ЗСК.
Сургутский ЗСК наращивает мощности
Выпуск дизельного топлива на Сургутском ЗСК положил начало новому этапу развития нефтегазового комплекса Тюменской области. Поясним подробнее: с момента открытия огромных запасов нефти и газа основное внимание уделялось их добыче. А теперь, благодаря появлению возможности переработки углеводородов на месте и получения готовой продукции, у сырьевого региона появились новые экономические перспективы.
В дальнейшем Сургутский ЗСК продолжает наращивать производственные мощности по стабилизации конденсата. Вместо изначально запланированных двух видов продукции фактически выпускается пять: стабильный конденсат, широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), дизельное топливо, бензиновая фракция и сбросной газ. На новое предприятие были приглашены специалисты из многих городов страны, где к тому времени уже были созданы перерабатывающие предприятия — Оренбурга, Сосногорска, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, Астрахани.
Одновременно со строительством и модернизацией установок на заводе велась разработка перспективных программ его развития. Первый опыт получения дизельного топлива, высокий потенциал светлых фракций (бензиновых и дизельных) и крайне низкое содержание серы в сырье стало серьезной предпосылкой для строительства на Сургутском заводе крупнотоннажного комплекса по производству и отгрузке моторного топлива. Научно-техническим обоснованием и разработкой этой задачи занимались специалисты ведущего в России газового научно-исследовательского института ВНИИГАЗ и генерального проектировщика завода — института ВНИПИГАЗДОБЫЧА с привлечением специализированных проектных организаций.
Мы заканчивали объекты цеха отгрузки готовой продукции — разваливался генподрядчик. Своими руками заканчивали строительство. Нанимали шабашников, кого только не нанимали! Специалисты знают, что такое заканчивать стройку без генподрядчика.
Хамит Нурмухаметович ЯСАВЕЕВ
директор Сургутского ЗСК с 1987 по 1998 год
«Милионник» потеснил топливный рынок Западной Сибири
В 1993 году на заводе вводится в эксплуатацию установка моторных топлив мощностью 4 млн т/г, что позволило начать выпуск дизельного топлива не по ТУ, а по ГОСТ 305–82. Через год запускается блочная установка фирмы PetroFac. Установка имела небольшую мощность — всего 100 тыс. т/г, но ее значение для завода было огромным. Здесь специалисты осваивали новую для Сургута технологию — каталитический риформинг для получения более качественных и востребованных на рынке высокооктановых автобензинов.
Спустя восемь лет на Сургутском ЗСК состоялось значимое региональное и отраслевое событие — ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса по облагораживанию моторных топлив. Подобного производственного объекта не было в те годы ни в Западной Сибири, ни в дочерних структурах ПАО «Газпром». Это дало возможность Югре выйти из категории сырьевых регионов и стать весомым игроком на рынке моторных топлив. Мощность комплекса позволяла полностью покрыть потребности региона. Кроме того, новое производство давало дополнительные поступления в бюджеты различных уровней и рабочие места.
Установка стабилизации конденсата № 3 (8, 9 технологические нитки).
Строительство комплекса пришлось на период конца 90-х — начало 2000-х годов — время нестабильное и не самое удачное для воплощения таких масштабных проектов. Для его реализации потребовались жесткие, стратегические решения, привлечение сил как множества подрядных организаций, так и всего персонала Сургутского ЗСК. Успешный ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей позволил увеличить количество выпускаемого на заводе высокооктанового бензина в шесть раз — до 1, 2 млн т/г. А Сургутский ЗСК стал одним из крупнейших производителей моторных топлив в Западной Сибири.
В 2004-м состоялся пуск второй очереди комплекса по производству зимнего и арктического дизельного топлива (до 600 тыс. т/г). В этом же году на заводе начато промышленное производство топлива для реактивных двигателей, используемое в гражданской авиации. Параллельно с наращиванием объемов производства моторных топлив на заводе ведется плановая работа по улучшению их качества. Автомобильные бензины и дизельное топливо производства Сургутского ЗСК соответствуют требованиям по экологическим характеристикам, энергетической эффективности, безопасности и соответствуют классу 5 Технического регламента, регулирующего обращение моторного топлива на территории стран, входящих в Таможенный союз (Евразийское экономическое сообщество).
Поэтапный ввод в эксплуатацию производственных мощностей завода — установок стабилизации, первичной и вторичной переработки углеводородного сырья обеспечил ПАО «Газпром» укрепление позиций в сегменте рынка моторных топлив и сжиженных углеводородных газов Российской Федерации. Дальнейшее наращивание мощностей по подготовке сырья к транспорту, стабилизации и переработке газа продолжается в настоящее время.
Сургутский ЗСК в цифрах
1984
год образования
завода
2,4
тыс. человек
работают на заводе
12
млн тонн сырья в год
проектная мощность завода
1,2
млн тонн в год
выпуск моторных топлив
Читайте далее
Другие материалы выпуска №9 (168) сентябрь 2021 г.